Специфика психосоматической терапии заключается в том, что основные ее пути связаны с воздействием на нервно-психические составляющие этио — патогенеза заболевания. В зависимости от того, что понимать под «нервнопсихическим» и как представлять взаимоотношения «психики и сомы», выделяют ряд достаточно очерченных клинических концепций психосоматической терапии.
Наиболее распространенным является признание роли психического стресса и его эмоциональных проявлений (прежде всего, тревога и депрессия) в генезе психосоматических расстройств. Это диктует введение в терапевтические комплексы транквилизаторов, антидепрессантов, нейропротекторов, адаптоге — нов. Например, М. Я. Студеникин идр. (1978,1979) рассматривают адаптацию детей к условиям дошкольных детских учреждений и лечебных стационаров как комплекс психосоматических реакций, запускаемых эмоциональным стрессом. Для профилактики состояний дезадаптации они использовали комплекс экстракта элеутерококка (стимуляция защитных сил организма, адап — тогенный эффект), диазепама (анксиолитический, противотревожный эффект) и оксолиновой мази (противовирусный барьер) и добились снижения заболеваемости по сравнению с контрольными группами на 54,7%, случаев неблагоприятной адаптации — на 24%, числа дней по уходу родителей за больными детьми — в 4—5 раз.
361
Целесообразность такого подхода не вызывает сомнений. Однако он не решает задачи психосоматической терапии, потому что по существу является методом биологической терапии. Подход легко воспринимают врачи, в идеологии которых фармакологическая ориентация занимает ведущее место: в недалеком будущем психотропные средства будут неотъемлемой частью лечебного арсенала педиатра. Для того чтобы не распространилась захлестывающая все развитые страны волна психофармакофилии — источника ятро — патических эффектов необходимо введение фундаментальных психофармакологических программ в подготовку педиатров.
Личностные концепции психосоматической терапии представлены широким спектром терапевтических систем, опирающихся на различные теории личности. С известной долей условности их можно разделить на две группы. Одни концепции опираются на изучение жизненного пути личности как совокупности событий и отношений. Такова, например, психология отношений В. Н. Мясищева. Другие рассматривают судьбу личности в связи со способами переживания жизненных событий, а не с самими событиями [Василюк Ф. Е., 1984]. Обе концепции, различаясь методически, преследуют одну и ту же цель — установление терапевтического диалога с личностью, направленного на саногенез. К началу 1980-х годов в мире насчитывалось более 250 видов психотерапии, их число продолжает расти.
Холистические концепции психосоматической терапии опираются на представления о целостности человека и принципиальной неделимости на душу и тело. Многие методы холистической терапии относят к разряду так называемых нетрадиционных видов лечения, связанных с биоэнергетическими воздействиями и процессами, особыми состояниями сознания. К этим методам близки суггестивная терапия в различных ее модификациях [Буль П. И., 1968; Слободяник А. П., 1963; Ромен А. С, 1970; Варшавский К. М., 1973] и аутогенная тренировка [Панов А. Г. и др., 1973; Лобзин В. С, Решетников М. М., 1986].
Концепции семейной терапии учитывают особую роль, которую играет семья в жизни ребенка, формировании его личности и психосоматического потенциала, генезе психосоматических расстройств.
Эти и многие другие концепции психосомагической терапии являются скорее взаимодополняющими, чем альтернативными. Например, массаж можно рассматривать как воздействие на зоны Захарьина—Геда, биологически активные точки, процессы мышечно-тканевого обмена или, как это делают М. Procus, M. Block (1988), в качестве средства, позволяющего ребенку почувствовать свое тело, сформировать его адекватный образ и чувство телесной идентичности, уверенности в своем теле. Значение концепций следует видеть не в предписании тактики психосоматической терапии. Знакомство с ними позволяет врачу осознать и контролировать различные аспекты своего влияния на пациента и эффектов тех или иных средств.