ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

В детском возрасте психосоматические соотношения чрезвычайно дина­мичны и изменчивы, а потому сложны для диагностики и лечения. В отличие от исследователя, располагающего практически неограниченным временем, имеющего возможность подойти к явлению с той или иной стороны, практи­ческий врач работает «здесь и сейчас», имеет дело с ребенком как с уникаль­ной целостностью, принимает на себя ответственность за его здоровье и, в конечном итоге, судьбу.

Теоретическое осмысление проблемы психосоматических расстройств, разумеется, определяет подходы к лечению, но принципиально не может за­дать всю терапию — в полном объеме и до мельчайших подробностей. Тера­пия — всегда «путь в неизвестное», направляемая творчеством и искусством врача. Для педиатра, обладающего душевным и интеллектуальным мужеством признать и принять такой принцип терапии, очевидна вся условность разде­ления, а тем более противопоставления «органического» и «психогенного», несостоятельность попыток выделения в практической работе их «чистых» форм. Строго говоря, нет таких заболеваний, в этиопатогенезе которых не участвовали бы психосоматические механизмы. Поэтому речь должна идти не об альтернативе «соматическая терапия — психотерапия», а о психосома­тической терапии. В педиатрии значение такого подхода усиливается тем, что чем менее зрел организм, тем более неспецифичны и диффузны его реакции. Педиатрия по своей сути является медициной психосоматической.

Updated: 08.01.2014 — 08:07

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *