О йоге, медитации и аутотренинге

Йога.

По определению философского энциклопедического словаря йога — одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений индийской мысли, выработавшее целый комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. (Слово йога означает связь, соединение, осознание двух в одном, участие, порядок, глубокое размышление, созерцание.)

Любопытно, что среди множества значений слова йога есть и такие, как * напряжение» и «натяжение», то есть те же, что у слова стресс в английском языке. Советский индолог Б. Л. Смирнов подчеркивает, что в философии слово йога стало техническим термином для выражения идеи работы над собой, достижения самообладания.

Создателем так называемой классической йоги, автором первого и наиболее авторитетного руководства по философии йоги — йоги-сутры, или «Патанджали-сутры» — является Патанджали (II в. до н. э.). Он был врачом и стремился использовать практику и философию йоги для лечения, рассматривал йогу как путь к устранению страдания и факторов, его вызывающих. По Патанджали, йога — это «систематические усилия, употребляемые для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы: физическими и психическими».

Дж. Неру характеризовал йогу как «экспериментальную систему влияния на физическую основу человека и развития таким образом некоторых восприятий и способностей контролировать разум».

Согласно философии йоги, человек обязан стремиться к здоровью, ибо быть здоровым — не эгоистическое стремление, а долг перед окружающими.

Особенно ценной представляется направленность йоги не столько на устранение вредных факторов окружающей среды, сколько на развитие внутренней сопротивляемости.

Для развития внутренней сопротивляемости и совершенствования человека рекомендуются два основных направления упражнений.

Первое — выработка правильных реакций на внешние раздражители, то есть реакций, соответствующих законам природы, этическим и гигиеническим принципам поведения человека.

Второе — владение телом, восстановление функций нейроэндокринной и нервно-мышечной систем, развитие естественных процессов ликвидации болезней.

«Хатха-йога ставит целью совершенствование телесного организма, освобождая его от склонности к усталости и приостанавливая его тенденцию к разрушению и старению», — пишет С. Радхакришнан.

Практика йоги включает пять последовательных ступеней. Первая ступень требует исполнения пяти внешних заповедей: не убивать, не лгать, не смущаться, блюсти целомудрие, не желать богатства. Вторая ступень — пяти внутренних заповедей: очищение, скромность, умеренность, декламация очищающих изречений и смирение. Третья ступень посвящена разнообразным асанам (позам), в которых человек «застывает» и пребывает длительное время. Четвертая ступень — Пранаяма (контроль за дыханием). (Третья и четвертая ступени используются в лечебных целях.) Пятая ступень — «удаление чувств от чувственных объектов», обучение сосредоточению.

Важно подчеркнуть, что асаны следует выполнять без усилий, избегая неприятных ощущений. «Положение тела в асанах должно быть устойчивым и приятным», — говорит Патанджали. Если вашей гибкости не хватает, чтобы принять нужную позу, ограничьтесь тем, что удается без усилий, вызывает ощущение удобства. Сохраняйте позу лишь до тех пор, пока не возникнет неприятных ощущений. Со временем гибкость и продолжительность пребывания в позе без всяких усилий увеличатся. Не следует принуждать себя, добиваться «точной» позы насильственным путем.

Медитация.

Медитация — пока не очень привычное для нашего слуха слово. А тем более непривычно, что этим занимаются. Чем именно?

Попытаемся объяснить, что же такое медитация. Начнем с краткого определения в философском энциклопедическом словаре.

Медитация (лат. meditatio от meditor — размышляю, обдумываю) — умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешенностью (от внешних объектов и внутренних переживаний).

Методики медитации различаются выбором технических приемов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и безмятежности психики. Особое развитие медитация получила в индийской и буддистской йоге, в античном «философском экстазе» платоников и неоплатоников (причем у первых она выступила как необходимая предпосылка теоретического мышления — в частности, математического), в православном «умном делании» («логос-медитация или «Иисусова молитва»), в «экзерцициях» (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о «пути» мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа (Юнг), ставящих целью целостность личности.

Герман Гессе, главной проблемой в творчестве которого неизменно была душевная жизнь человека, его внутреннее самосовершенствование, считал, что медитация (названная им «гигиеной души») необходима для достижения чувства гармонии и сопричастности миру.

В 60-е годы XX столетия медитация приобретает широкое распространение в США, благодаря деятельности индийского физика Махариши Махеш Йоги, создавшего методику так называемой «трансцендентальной медитации», облегчив и приспособив для западного человека технику йоги. Эта медитация широко применяется в США и здоровыми людьми (существуют специальные центры по обучению медитации), и в клиниках для ликвидации нервного напряжения, бессонницы и тревоги, и при лечении наркомании и алкоголизма. Согласно опубликованным данным, в городах, где широко применяется медитация, снижается уровень алкоголизма и преступности. Популярность медитации продолжает расти.

Медитация — это прежде всего эффективное средство для создания расслабленного, восстанавливающего состояния, противоположного состоянию повышенных энергетических трат при стрессе.

«Цель и результат медитации — не познание, как его понимает наша западная духовность, но сдвиг в сознании; это техника, высшая цель которой — чистая гармония, одновременное и равноценное использование логического и интуитивного мышления.»

«Если мы, люди Запада, для начала хоть немного научимся медитации, она приведет нас к совсем другим результатам, нежели индийцев. Она окажется для нас не опиумом, но тем углубленным самопознанием, которое было первым и самым святым требованием для учебников греческих мудрецов», — писал Герман Гессе, который познакомился с медитацией в Индии и практиковал ее после возвращения в Европу.

Вот что он писал о медитации в 1950 г.: «В Индии никто не верит, что можно заниматься без гуру, без персонального учителя… что человек Запада когда-нибудь сумеет продвинуться дальше начальных ступеней йоги. Тем не менее нам надо постараться достичь хотя бы этих низших ступеней… Сам я не имел гуру и не достиг высших ступеней. Но я сумел убедиться, что наилучшим внешним подспорьем для достижения состояния сосредоточенности и внутреннего покоя могут в самом деле служить дыхательные упражнения, над которыми на Западе посмеиваются, как над созерцанием пупка. Делайте эти упражнения, как любой человек, который занимается лечебной гимнастикой и учтите, что вы можете форсировать выдох, но вдох — никогда, иначе будет только вред. Самое важное при дыхательных упражнениях: не следить больше ни за чем — только за совершенным, как можно более глубоким дыханием, сосредоточиться только на нем. Это очень помогает отстраняться от повседневных забот, способствует спокойствию и собранности…»

Целительный эффект медитации (как показало ее применение в клиниках) вовсе не требует обязательного достижения особых состояний сознания: они возникают далеко не у каждого и не при каждом медитировании. Даже в древних индусских текстах указывалось, что попытка достижения особого состояния сознания гораздо важнее, чем действительное его достижение. Само занятие медитацией означает движение к улучшению здоровья, к более естественной полноценной жизни. И эта сосредоточенная ежедневная направленность на выздоровление обязательно скажется!

Какие психические явления возникают во время медитации?

Прежде всего отмечается непередаваемость ощущений: переживания необычны и не имеют точных определений. Как правило, отмечается хорошее настроение — спокойствие, умиротворенность, то ощущение единства с миром, «океаническое чувство», которое древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (Вселенной). Восприятие реальности обостряется и пронизывает ощущением смысла всего существующего. Возникает изменение пространственно-временных отношений, появляется диалектичность мышления: то, что обыденному сознанию казалось несовместимым, невозможным, парадоксальным, воспринимается как понятное, приемлемое и естественное.

Не следует думать, что эти состояния легко можно вызвать — стоит только заняться медитацией. Возникнуть они могут лишь сами по себе, а не в результате активных наших стараний и напряжений. «Самопонукание» только снизит целебное воздействие и помешает достижению более глубоких изменений.

Об этом хорошо сказано в предисловии к книге Бха-ван Шри Ражнеша «Медитация»: «В наши дни ведется много разговоров о медитации, но сейчас больше, чем когда-либо, путаницы в мнениях о том, что это такое и как ее «достичь». Спросите любую произвольную группу людей медитировали ли они когда-нибудь, и половина из них скажет: да, они медитируют (или медитировали). Но, в противоречие общепринятому мнению, медитация на самом деле — не что-то такое, что вы можете «делать». Это нечто случающееся спонтанно, когда вы не делаете ничего, когда вы в состоянии полного ничегонеделания. А то, что люди имеют в виду, когда говорят, что они медитируют, — это то, что они занимаются какой-то техникой, которая, можно надеяться, создаст ситуацию, в которой может случиться медитациям».

Не напоминает ли это вдохновение? Долгая работа в ожидании, в поисках вдохновения приносит свои плоды, даже если вдохновение и не приходит. Оно может прийти и без стараний, как неожиданный удар. Но, судя по биографиям выдающихся людей, которых оно часто посещало, вдохновению предшествовали и его сопровождали труд, старание, стремление. Не является ли медитация одним из путей к вдохновению?..

Аутотренинг.

Иоганн Генрих Шульц, берлинский невропатолог, опубликовал свою (ныне столь известную) монографию «Аутогенная тренировка — сосредоточенное расслабление» в 1932 г., за четыре года до первой статьи Ганса Селье о стрессе. В какой-то степени можно утверждать, что лекарство от стресса было предложено раньше, чем был поставлен диагноз. К счастью, это бывает не так уж редко. В предисловии к своей книге Шульц отмечал, что он «вправе считать опубликование своего метода своевременным и обоснованным».

Подобно Гансу Селье, он, возможно, не подозревал, какое победное шествие по планете предстоит совершить его детищу. Шульц успел написать предисловие к 13-му изданию своей книги, вышедшему в 1970 г., где подчеркивал опасность занятий аутотренингом без врачебного контроля:

«Широкое распространение метода привело к тому, что, к сожалению, к нему «примазались» и шарлатаны: один священник обещает детям легкие пути к самообладанию, различные «институты психологии» рассылают проспекты, отмечая мимоходом, что их руководители имеют ученые степени и звания, и тому подобное. Даже коллеги выдают без конца «сборники упражнений для самостоятельных занятий без врачебного контроля».

Еще в первом издании книги Шульц писал, что по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека. Как совпадают эти слова, написанные в 30-е годы в Европе, с бумом «особых состояний сознания», охвативших Америку 70-х годов под влиянием, практик медитации, приведенных с Востока!.. Да и сам Шульц отмечал, что аутотренинг имеет много общего с йогой.

По мнению Щульца, аутотренинг больше подходит людям интеллектуального типа — особенно если у них есть некоторый запас упорства. Подобно йоге, аутогенная тренировка имеет высшую и низшую ступени. Начинается аутотренинг с обучения расслаблению мышц, пока не появится чувство тяжести. После этого занятия по овладению сердечно-сосудистой системой: достигается умение вызывать чувство тепла (или холода), изменяя кровоток и теплоотдачу. Затем — влияние на вегетативную нервную и костно-суставную системы. Овладение высшей ступенью аутотренинга дает возможность вызывать особые состояния сознания.

Эти краткие сведения даются, чтобы читатели могли предпринять попытку найти группу для занятий аутотренингом под врачебным контролем или же методические руководства для самостоятельных занятий.

Updated: 05.01.2014 — 12:09

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *