САМОПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССОВ

Речь пойдет о рациональном, реалистичном понимании своих мыслей и чувств, возникающих в момент стресса, по поводу событий, стресс вызвавших и тех, которых вы опасаетесь. Такой самоанализ в той или иной степени всегда возникает, нередко прекращая развитие стресса, предотвращая последующие стрессы в тех же обстоятельствах или смягчая их.

Однако, довольно часто в ситуации стресса люди нуждаются в помощи для понимания возникшей проблемы, своих собственных мотивов и опасений, для пересмотра своих ошибочных жизненных позиций, ложных ожиданий и опасений, для понимания своих истинных целей. Именно эту помощь и оказывают психотерапевты. Но нельзя ли попытаться самостоятельно разобраться в своих проблемах даже и в ситуации стресса?

В главе «Планета «Я» рассказывалось об эмоционально-рациональном направлении, созданном А. Эллисом и его коллегами. Их исследования показали, что можно достигать немалых успехов в повышении своей стрессоустойчивости, в преодолении стрессов с помощью самоанализа. Они разработали специальную схему самоанализа чувств-мыслей во время стресса для того, чтобы оценить степень их рациональности (попросту, реалистичности, полезности для выхода из стресса, решению возникшей проблемы).

Прежде, чем предложить Вам такую схему, я хочу сказать несколько слов в защиту самоанализа, интеллекта, разума, как инструментов преодоления стрессов.

Довольно часто можно услышать от людей, часто подверженным стрессам, склонных к депрессиям или конфликтам, а также от некоторых психологов, что слова и рациональный анализ бессильны для решения эмоциональных трудностей, мало помогают и т. п.

«Мне плохо!» — плачет, кричит обманутая женщина, — я не могу больше жить, не хочу, никакие слова мне не помогут...»

Иногда, действительно, слов недостаточно — они просто не могут быть услышаны, а потому — бесполезны. Нужны медикаменты или какие-то приемы, или просто работа времени, чтобы вернулась способность слышать и слушать слова, способность думать.

Но подлинный рост личности, подлинное преодоление только с помощью таблеток не произойдет, таблетки помогут в данном стрессе, но не предотвратят последующий на том же самом месте.

Тем, кто относится скептически к возможностям самоанализа, хочу привести слова Зигмунда Фрейда — основоположника психоанализа, впервые показавшего огромную роль бессознательного в нашей жизни. «Мы и впредь можем столь же настойчиво подчеркивать, что интеллект человека бессилен в сравнении с инстинктивной его жизнью и быть при этом правыми. Но есть что-то особенное в этой слабости: голос интеллекта не громок, но он не успокаивается, пока не заставит себя слушать. В конце концов, несмотря на непрестанно повторяющиеся неудачи, он, может быть, и добьется своего. Это один из немногих пунктов, в которые человечество вправе смотреть оптимистически, но сам по себе он значит немало. Первенство интеллекта где-то еще далеко, но не недосягаемо далеко». И в другом месте: «...у нас нет никакого другого средства к овладению нашими инстинктами, кроме интеллекта».

Чуть ли не целый век прошел после открытий Фрейда и, видимо, прав оказался С. Цвейг, писавший о Фрейде: «...И после того, как он истолковал и изъяснил душе ее сокровенные узы, другие вправе просветить ее относительно ее свободы, ее тяготения к вселенной и устремления в эту вселенную из пределов своего существования».

Проанализируйте, реалистично ли и полезно ли ваше понимание стрессогенных ситуаций.

Перечислите наиболее типичные для вас стрессогенные ситуации (дома, на работе, в транспорте и т. п.)

Осознайте и перечислите возникающие у вас в каждой из ситуаций мысли и вызываемые этими мыслями чувства.

Ответьте на следующие вопросы:

Ответы

1. Испытывает ли большинство других людей в таких ситуациях такие же чувства?

ДА

НЕТ

2. Чувствуете ли Вы себя так всегда в такой ситуации?

ДА

НЕТ

3. Помогают ли возникающие у Вас в такой ситуации мысли решать возникшие проблемы?

ДА

НЕТ

4. Улучшают ли Ваши мысли и чувства Ваши отношения с окружающими в момент стресса?

ДА

НЕТ

5. Есть ли у Вас серьезные доказательства, что Ваши мысли, Ваше понимание ситуации правильны? Подумайте, есть ли у Вас достаточные объективные подтверждения Вашего мнения о значении, причинах и возможных следствиях стрессогенного события? Сильней ли на самом деле Ваши доводы, мысли, поддерживающие чувство стресса, чем Ваши же доводы против? (Ведь и мысли, и чувства часто неоднозначны.)

ДА

НЕТ

Иногда Вы вначале осознаете чувства и нужно усилие, чтобы осознать с какими мыслями оно связано. Например, Вы просите сына сходить в магазин за хлебом, который необходим к ужину. Сын отказывается, да еще грубит в ответ на вашу настойчивость. Что Вы почувствовали? Гнев? Обиду? Отчаяние? Печаль? Просто огорчение, что придется поужинать без хлеба? Какие же мысли вызвали эти чувства? Убеждение, что воспитанный ребенок никогда не должен грубить? Мысль «какой же у меня, оказывается, грубый и жестокий сын?» Или (часто у родителей): «как же он жить-то будет, если способен так хамски разговаривать, его ж никто любить не будет», либо «он меня совершенно не уважает!», «за что это мне?»...

Когда Вы четко осознали свои мысли (может быть, полезно перечислить их на бумаге), возникающие у Вас в стрессогенной ситуации, проверьте, реалистичны ли Ваши мысли и адекватны ли Ваши чувства.

Post A Comment