ЗАКЛЮЧЕНИЕ (для невезучих, обидчивых, застенчивых, страдающих от постоянных стрессов)

И снится мне другая

Душа в другой одежде.

Горит, перебегая

От робости к надежде.

А. Тарковский

Подумаем еще раз о своем каждодневном настроении, общем мироощущении: так ли уж опасно быть в плохом настроении? испытывать чувство угнетенности и беспомощности? пребывать в состоянии обессиливающей тревоги, постоянного напряжения? Может быть, не стоит эти состояния преодолевать: как говорится, «еще день-другой, и ветер переменится»? Может быть, смириться в ожидании чуда, которое вдруг сразу преобразит нашу жизнь? А пока так и жить, ожидая… Переждать-то можно, какие-то изменения в жизни рано или поздно произойдут. Однако только спящая красавица в сказке могла проспать 100 лет в ожидании суженого и проснуться такой же молодой и красивой. Увы, как говорил Эмиль Кроткий, «неуспевающих в школе жизни не оставляют на второй год». Вокруг нас СОЗИДАЕТСЯ множество чудес, пока мы ЖДЕМ собственного чуда или удачи, а упущенные возможности не используешь, в прошлое не съездишь, чтобы что-то исправить. Получается, что нельзя жить, постоянно съеживаясь, в боязни невезения или расслабляясь в лучах ложных надежд. Проходит время, а прошлое не изменишь.

Единственное прошлое, которое можно изменить — это будущее, которое завтра станет прошлым. Изменять его нужно (если нужно) с этой минуты.

То внимание, которое уделяется сейчас стрессам, отражает не только увеличение их числа, но и СТРЕМЛЕНИЕ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, нежелание мириться с тем, что когда-то покорно принималось.

Мы каждый день чистим зубы, моем руки перед едой, наводим порядок в доме, заботимся о своих вещах — все это стало органичной частью нашей жизни. Что же касается «качества» и «состояния» наших чувств, — стремимся ли мы и здесь «поддерживать чистоту и порядок»?

К сожалению, не всегда. Чаще всего мы считаем, что обречены испытывать те чувства, которые нам «дарят» или которыми нас «наказывают». А между тем, перечитывая Платона, мы обнаруживаем, что в Древней Греции владение своими чувствами рассматривалось как естественная способность человека и как проявление человеческого достоинства.

Принятому у нас приветствию «Здравствуй!» в Древней Греции соответствовало другое — «Будь радостен!» Не отражается ли в таком приветствии понимание здоровья как состояния души и тела, несовместимого с безрадостным существованием?

В каком настроении живет большинство людей? Наверное, в разном. В зависимости от обстоятельств. Ну а те, кто часто пребывает в плохом, несмотря на нормальное здоровье и ровное течение жизни, не могут ли они найти способ изменить свое настроение? Не настала ли пора заботиться не только о здоровье и долголетии, но и о качестве нашей жизни?

Общее самоощущение себя в мире, себя в жизни может и не осознаваться за монотонным или, наоборот, быстро меняющимся течением дней, чередой срочных дел и событий. Но оно всегда есть, оно определяет наше настроение больше, чем события жизни.

Известный француз А. Бомбар, совершивший плавание через океан в надувной лодке, посвятил много времени и сил, тому, чтобы повысить шансы на спасение людей при кораблекрушениях. Он писал: «Ежегодно на воде терпит бедствие около 200 тысяч человек. Одна четвертая часть из них погибает во время крушения, а из оставшихся 90% погибают в первые сутки, имея спасательные средства, воду и продукты. Они погибают от психического шока. Жертвы кораблекрушения, погибшие преждевременно! Я знаю, вас убила не жажда: раскачиваясь на волнах под жалобный крик чаек, вы умерли от страха».

Не «погибаем» ли мы так же преждевременно при «крушениях» жизни — от страха?

Главная задача книги в том, чтобы читатель осознал: всегда есть выбор, и каждый прежде всего сам ответственен за свой образ жизни, свое здоровье, качество своей жизни — «если я не за себя, то кто же за меня?»

Наверное, в жизни каждого из нас есть человек, к примеру которого мы обращаемся в трудную минуту. Человек, который умеет противостоять ударам судьбы, не теряя любви к жизни, сохраняет жизнерадостность и готовность помогать другим в трудные минуты. (Речь идет не о героически-жертвенном стремлении «служить другим», чтобы заглушить неудовлетворенность собственной жизнью.) Нередко такие люди помогают самим своим существованием: возле них можно согреться, «намагнититься» их духовной силой, устойчивостью, оптимистическим настроем.

А вот другой полюс. Хорошие люди, добросовестно выполняющие свой долг, прилежные работники, заботливые родители, верные друзья. Вроде бы изо всех сил старающиеся все сделать «правильно»… И постоянно недовольные — собой, окружающими, жизнью… Основания для такого недовольства могут быть самые разные: ощущение враждебности жизни, чувство вины или страха, угнетенность от собственной беспомощности… А внутренний итог один — плохое настроение с оттенком раздражения на себя и других. Хотя внешние успехи — успешное продвижение по службе, материальный достаток, творческая активность — при этом могут быть высокими. Но они, увы, оказываются именно внешними: какой в них прок, если на душе темно и пусто, потерян вкус к жизни?! Неизбежно ли это?

Может быть, проблема прежде всего в первоначальном усилии, направленном на выбор и выработку жизненной позиции — настройку себя (как инструмента для исполнения своей мелодии), которая породит и настроение? Свободно выбранное, оно станет выражением и воплощением вашего Я.

1 Главное — осознать свою ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, свою СВОБОДУ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Выбор будет разным. Вы можете принять себя, свое мироощущение, свою жизнь «как они есть», а можете захотеть изменить и себя, и жизнь, и отношение к ней — целиком или частично. И когда такой выбор совершается, осознанно или свободно, жизнь становится такой, «как я хочу», а не подневольной.

Причудам дерзостно и смело

Я жизнью жертвовал всегда.

Я проиграл, но не беда —

Не так ли, сердце, ты хотело?

(Г. Гейне)

Выбор — это не обязательно стресс, но каждый стресс — это обязательно выбор: между принятием «вызова» жизни и преодолением или страхом и «уходом».

Так надо ли убегать от стресса? Избегать поиска, достижения целей, открытости чувств, доверия, душевного участия, возможности обмануться и разочароваться?

Любая истинная «встреча с миром», любая самостоятельная творческая деятельность сопряжена с риском и опасностью не достичь, не преодолеть, не справиться… Но чего можно достичь, не рискуя? Только одного — потерять себя, не осуществиться в жизни.

«Я считаю, — пишет выдающийся австрийский психолог Виктор Франкл, — опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие… На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено.»

А. понимая это, нельзя не принять тревогу и напряжение как естественную часть жизни, связанную со свободой выбора. Тревога и напряжение — спутники вызова, который бросает существующей жизни каждое поколение, предполагая, ч-то сумеет сделать ее лучше.

На этом пути — ПОЗНАЙ СЕБЯ!

«Познай себя», — гласила надпись над входом в храм Дельфийского оракула.

«Познай себя», — говорил Сократ. И мы повторяем эти слова, как заклинание, спустя более чем два тысячелетия.

«ПРИМИ СЕБЯ, ПОЛЮБИ СЕБЯ!» — ибо только любовь дает силы для изменения к лучшему, для преодоления и развития. Нелюбовь может лишь «использовать» человека — в том числе и самого себя.

Полюбить себя — это принять все свои неудачи и беды, и несовершенства (милосердие начинается с себя), поверить в свои возможности преодоления и развития, достичь самоуважения. «Отчаяние немо, даже когда кричит, но приходит любовь, и все начинает казаться возможным» (Камю).

Необходимым для принятия себя является СМИРЕНИЕ — глубокое, нелегко и не всем дающееся, значительное чувство. Именно смирение, а не пассивность или покорность. Именно смирение помогает обрести подлинное чувство собственного достоинства, которое не нуждается в превосходстве над кем-то из окружающих, а, наоборот, стремится подчеркнуть достоинства другого. Смирение необходимо для подвижничества, которое так часто нужней героизма.

Смирение и активность преодоления — основные составляющие жизненной стойкости. Смирение — это и результат, и основа чувства меры, способности видеть реальность без искажений и приукрашиваний («…что труднее всего для человека? — Видеть то, что у него перед глазами», — писал Гете).

Смирение охраняет от нереальных целей и задач для себя и окружающих, от утопического сознания.

Смирение позволяет спокойно, без ущербности, с достоинством принимать ограниченность своих возможностей, недостатки ближних.

ПРИНИМАТЬ ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ:

Вспомним в связи со смирением честолюбивого Яна и властолюбивую мать, о которых шла речь выше. Ян не мог смириться с ограниченностью своих способностей, с тем, что кто-то понимает, больше него, предлагает лучший проект. А ведь, казалось бы, это такая очевидная истина: будь ты хоть семи пядей, всегда найдется, всегда может найтись другой — восьми, а то и более…

Занятно, что чем более ограничен человек, тем менее способен он понять, увидеть, сознавать свою ограниченность: мир замкнут для него узким собственным мирком с распределенными ролями и системами ценностей. А в основе смирения — понимание ограниченности любых возможностей отдельного человека как по сравнению с безграничностью потенциальных возможностей человека вообще, безграничностью возможных форм жизни, способов жить, так и перед лицом непостижимой тайны жизни.

Мелкая речка шумит, бурлит вокруг маленьких камешков, на любом повороте, глубокая — безмолвно принимает в свои глубины обломки скал, следы катастроф, отбросы деревень и городов вдоль своих берегов, все поглощают безмолвные воды на пути к устью…

…Мать не могла смириться с потерей контроля над сыном, с утратой части его внимания, с тем, что она — не главная, хотя весь жизненный опыт мог сказать ей, что это неизбежно происходит, когда дети вырастают.

Не могла, потому что боялась одиночества, не могла смириться с тем, что окажется одинокой без постоянного контакта с сыном. Но, только смирившись (осознав, пережив, приняв) с грозящим одиночеством, могла бы она реально что-то изменить: искать другие пути избавления от одиночества и максимально сохранить хотя бы ту близость с сыном, какая возможна (как и Ян мог бы пытаться повысить свой реальный профессиональный потенциал, осознав, что он не всегда «самый-самый»…).

Чересчур стараясь выглядеть лучше, чем есть, человек словно бы становится на цыпочки, а «человек стоящий на цыпочках не может долго стоять».

Отсутствие смирения толкает к плену иллюзий, ложных надежд, пустой мечтательности.

Человек, стоящий прочно на своих ногах и умеющий видеть реальность, имеет наибольшие шансы на успех, начиная действовать, воспринимая жизнь и взаимодействуя с другими из этой позиции. Его не просто сбить с ног. Но, увы, не так-то просто стоять, не приподнимаясь постоянно на цыпочках вслед за своими желаниями и нереалистическими ожиданиями (и падая от обиды и горя, когда они не подтверждаются).

«Ужасно показывать человеку, как сильно он похож на животное, не напоминая ему об его величии. Еще опаснее показывать ему слишком часто его величие, не упоминая об его слабостях. Опаснее же всего скрывать от него и то, и другое. Наоборот, весьма полезно раскрывать перед ним и то, и другое» (Паскаль).

Смирись, гордый человек, посмотри на себя со стороны и с юмором. Как сказала одна веселая, жизнелюбивая девочка, упав в оркестровую яму; «Вечно ты, Нюта, найдешь куда провалиться!»

«Я понимаю, что такое смирение, — пишет Антуан де Сент-Экзюпери. — Оно неравносильно самоуничижению. Оно есть самый источник действия».

ВЛАДЕЙ СОБОЙ — следующий шаг.

И, наконец, «БУДЬ СОБОЙ!»

Этот призыв вбирает в себя все ранее названные, концентрируя душевные силы человека в точке выбора.

Жизнь преображается с того момента» когда решение о преодолении «мешающих» обстоятельств, о движении к сознательно намеченной цели принято. Началом такого пути может быть сосредоточенность — на своем настроении, отношении к жизни, здоровье и т. п. Вы пытаетесь изменить ту часть «невыносимой» действительности, которая наиболее подвластна вам и наиболее значима для вас. И начинаете с себя.

Начинайте, например, с того, что не позволяйте себе сидеть в бездействии, вспоминая, переживая обиды и потери, прошлые неудачи. Это — путь к их повторению, путь от чувства своей невезучести к подлинной невезучести.

Для примера — эксперимент.

Двум группам студентов предлагают вспомнить и описать значительные события своей жизни, в одной группе — радостные, в другой — печальные. После выполнения задания проводят ряд проб, определяющих состояние иммунной системы. Во второй группе оно ухудшается (после печальных воспоминаний).

Воспоминания возникают сами — может возразить иной читатель. Отчасти это так, но у нас есть много способов управлять ими: запрет, изживание, отвлечение, а лучше всего — переключение внимания на поиск способа жить в настоящем, жить здесь и теперь, приняв неизбежное со смирением и мужественно, меняя то, что изменить можно, начиная со своего эмоционального состояния.

Не может быть единого для всех рецепта преодоления стрессов, как не может быть данного извне, единого для всех ощущения смысла жизни. У каждого свой путь. Множество разных дорог к вершине начинается у подножия горы. Лишь на вершине они сливаются, там открываются новые горизонты, новое видение, новое знание и… новые стрессы на путях к новым вершинам.

Самая длинная дорога начинается с первого шага. Мне остается только пожелать читателям:

МУЖЕСТВА

— изменить то, что можно изменить.

СМИРЕНИЯ

— принять то, что изменить невозможно.

И РАЗУМА

— чтобы отличить одно от другого.

Updated: 08.01.2014 — 15:33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *