Проблема депрессии

Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери.

Предисловие. PAGEREF _Toc87592229 h 5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200320039000000

Глава 1. Обзорная. PAGEREF _Toc87592230 h 7 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330030000000

Проблема депрессии. PAGEREF _Toc87592231 h 7 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330031000000

Значение психотерапии в лечении депрессий. PAGEREF _Toc87592232 h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330032000000

Определение когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592233 h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330033000000

Новые черты когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592234 h 10 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330034000000

Когнитивные модели: историческая перспектива. PAGEREF _Toc87592235 h 11 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330035000000

Когнитивная модель депрессии. PAGEREF _Toc87592236 h 12 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330036000000

Концепция когнитивной триады. PAGEREF _Toc87592237 h 12 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330037000000

Структура депрессивного мышления. PAGEREF _Toc87592238 h 13 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330038000000

Неправильная обработка информации. PAGEREF _Toc87592239 h 14 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200330039000000

Предрасположенность к депрессии. PAGEREF _Toc87592240 h 15 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340030000000

Модель реципрокного взаимодействия. PAGEREF _Toc87592241 h 15 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340031000000

Превалирующая роль когнитивных факторов в депрессии. PAGEREF _Toc87592242 h 16 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340032000000

Когнитивные революции: научная и депрессивная парадигмы. PAGEREF _Toc87592243 h 17 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340033000000

Требования к когнитивному терапевту. PAGEREF _Toc87592244 h 18 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340034000000

Ограничения когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592245 h 19 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340035000000

«Ловушки» когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592246 h 20 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340036000000

Максимизация эффектов когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592247 h 22 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340037000000

Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592248 h 23 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340038000000

Идентификация и выражение эмоций. PAGEREF _Toc87592249 h 24 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200340039000000

Роль эмоций в терапевтических отношениях. PAGEREF _Toc87592250 h 26 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350030000000

Высвобождение эмоций. PAGEREF _Toc87592251 h 27 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350031000000

Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592252 h 28 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350032000000

Требования к терапевту. PAGEREF _Toc87592253 h 28 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350033000000

Теплое отношение к пациенту. PAGEREF _Toc87592254 h 29 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350034000000

Точная эмпатия. PAGEREF _Toc87592255 h 29 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350035000000

Искренность. PAGEREF _Toc87592256 h 30 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350036000000

Терапевтическое взаимодействие. PAGEREF _Toc87592257 h 30 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350037000000

Базовое доверие. PAGEREF _Toc87592258 h 31 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350038000000

Раппорт. PAGEREF _Toc87592259 h 31 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200350039000000

Терапевтическое сотрудничество. PAGEREF _Toc87592260 h 32 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360030000000

Получение исходных данных. PAGEREF _Toc87592261 h 32 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360031000000

Подтверждение интроспективных данных. PAGEREF _Toc87592262 h 33 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360032000000

Исследование предубеждений. PAGEREF _Toc87592263 h 33 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360033000000

Планирование эксперимента. PAGEREF _Toc87592264 h 33 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360034000000

Домашние задания. PAGEREF _Toc87592265 h 34 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360035000000

Глава 4. Структура терапевтического интервью. PAGEREF _Toc87592266 h 34 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360036000000

Руководящие указания для терапевта. PAGEREF _Toc87592267 h 34 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360037000000

Вникните в «личную парадигму» пациента. PAGEREF _Toc87592268 h 34 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360038000000

Избегайте оценочных суждений и наклеивания ярлыков. PAGEREF _Toc87592269 h 35 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200360039000000

Не ищите за самопораженческим поведением «бессознательных мотивов». PAGEREF _Toc87592270 h 35 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370030000000

Соразмеряйте уровень собственной активности с потребностями пациента. PAGEREF _Toc87592271 h 36 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370031000000

Опрос как основное терапевтическое средство. PAGEREF _Toc87592272 h 36 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370032000000

Расспрашивайте пациента вместо того, чтобы спорить с ним или читать наставления. PAGEREF _Toc87592273 h 38 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370033000000

Не злоупотребляйте юмором. PAGEREF _Toc87592274 h 39 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370034000000

Структура когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592275 h 39 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370035000000

Подготовьте пациента к терапии. PAGEREF _Toc87592276 h 39 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370036000000

Объясните пациенту план терапии. PAGEREF _Toc87592277 h 40 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370037000000

Определите повестку дня в начале сессии. PAGEREF _Toc87592278 h 41 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370038000000

Формулируйте и проверяйте гипотезы. PAGEREF _Toc87592279 h 41 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200370039000000

Поддерживайте обратную связь с пациентом. PAGEREF _Toc87592280 h 42 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380030000000

Суммируйте услышанное и побуждайте к этому пациента. PAGEREF _Toc87592281 h 44 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380031000000

Задействуйте родственников и друзей пациента. PAGEREF _Toc87592282 h 44 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380032000000

Используйте аудио - и видеосредства. PAGEREF _Toc87592283 h 44 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380033000000

Глава 5. Первое интервью. PAGEREF _Toc87592284 h 45 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380034000000

Как начать интервью. PAGEREF _Toc87592285 h 45 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380035000000

Поиск информации. PAGEREF _Toc87592286 h 46 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380036000000

Диагностическая информация. PAGEREF _Toc87592287 h 47 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380037000000

Оценка психического статуса. PAGEREF _Toc87592288 h 47 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380038000000

Центральная жалоба как симптом-мишень. PAGEREF _Toc87592289 h 48 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200380039000000

Терапевтические цели первого интервью. PAGEREF _Toc87592290 h 48 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390030000000

Выбор симптомов-мишеней. PAGEREF _Toc87592291 h 49 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390031000000

Обратная связь с пациентом. PAGEREF _Toc87592292 h 49 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390032000000

Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии. PAGEREF _Toc87592293 h 50 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390033000000

Общее описание курса. PAGEREF _Toc87592294 h 50 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390034000000

История болезни. PAGEREF _Toc87592295 h 51 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390035000000

Сведения о пациенте. PAGEREF _Toc87592296 h 51 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390036000000

Диагностическое обследование. PAGEREF _Toc87592297 h 51 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390037000000

Глава 7. Поведенческие техники. PAGEREF _Toc87592298 h 56 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390038000000

К когнитивной модификации через поведенческие изменения. PAGEREF _Toc87592299 h 56 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003200390039000000

Составление распорядка дня. PAGEREF _Toc87592300 h 57 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300030000000

Оценка мастерства и удовольствия. PAGEREF _Toc87592301 h 61 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300031000000

Техника градуированных заданий. PAGEREF _Toc87592302 h 64 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300032000000

Когнитивная репетиция. PAGEREF _Toc87592303 h 65 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300033000000

Тренинг ассертивности и ролевые игры. PAGEREF _Toc87592304 h 66 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300034000000

Общие рекомендации по применению поведенческих техник. PAGEREF _Toc87592305 h 67 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300035000000

Глава 8. Когнитивные техники. PAGEREF _Toc87592306 h 68 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300036000000

Обоснование. PAGEREF _Toc87592307 h 68 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300037000000

Подготовка пациента к когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592308 h 69 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300038000000

Разъяснение термина «когниции». PAGEREF _Toc87592309 h 70 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300300039000000

Влияние когниций на эмоции и поведение. PAGEREF _Toc87592310 h 70 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310030000000

Когниции и недавние переживания. PAGEREF _Toc87592311 h 71 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310031000000

Выявление автоматических мыслей. PAGEREF _Toc87592312 h 71 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310032000000

Исследование автоматических мыслей и проверка реальностью. PAGEREF _Toc87592313 h 72 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310033000000

Техника реатрибуции. PAGEREF _Toc87592314 h 74 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310034000000

Поиск альтернативных решений. PAGEREF _Toc87592315 h 75 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310035000000

Протокол дисфункциональных мыслей. PAGEREF _Toc87592316 h 77 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310036000000

Глава 9. Работа с симптомами-мишенями. PAGEREF _Toc87592317 h 78 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310037000000

Отбор симптомов-мишеней и техник. PAGEREF _Toc87592318 h 78 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310038000000

Аффективные симптомы. PAGEREF _Toc87592319 h 79 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300310039000000

Печаль. PAGEREF _Toc87592320 h 79 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320030000000

Индуцированный гнев. PAGEREF _Toc87592321 h 79 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320031000000

Отвлечение внимания. PAGEREF _Toc87592322 h 79 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320032000000

Польза юмора. PAGEREF _Toc87592323 h 80 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320033000000

Дозированное выражение чувств. PAGEREF _Toc87592324 h 80 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320034000000

Повышение толерантности к дискомфорту. PAGEREF _Toc87592325 h 81 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320035000000

Приступы «неконтролируемого» плача. PAGEREF _Toc87592326 h 82 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320036000000

Чувство вины. PAGEREF _Toc87592327 h 82 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320037000000

Стыд. PAGEREF _Toc87592328 h 83 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320038000000

Гнев. PAGEREF _Toc87592329 h 83 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300320039000000

Тревога. PAGEREF _Toc87592330 h 83 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330030000000

Мотивационные симптомы. PAGEREF _Toc87592331 h 84 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330031000000

Утрата позитивной мотивации и уклонение от активности. PAGEREF _Toc87592332 h 84 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330032000000

Повышенная зависимость. PAGEREF _Toc87592333 h 85 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330033000000

Когнитивные симптомы. PAGEREF _Toc87592334 h 86 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330034000000

Нерешительность. PAGEREF _Toc87592335 h 86 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330035000000

Преувеличивание проблем. PAGEREF _Toc87592336 h 87 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330036000000

Самокритика. PAGEREF _Toc87592337 h 88 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330037000000

Абсолютистское мышление. PAGEREF _Toc87592338 h 90 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330038000000

Нарушения внимания и памяти. PAGEREF _Toc87592339 h 91 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300330039000000

Поведенческие симптомы. PAGEREF _Toc87592340 h 91 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340030000000

Пассивность, инертность, избегание. PAGEREF _Toc87592341 h 91 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340031000000

Ослабление способности к решению «житейских» проблем. PAGEREF _Toc87592342 h 94 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340032000000

Ослабление социальных навыков. PAGEREF _Toc87592343 h 95 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340033000000

Физиологические симптомы. PAGEREF _Toc87592344 h 95 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340034000000

Расстройства сна. PAGEREF _Toc87592345 h 95 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340035000000

Расстройства аппетита и снижение сексуального влечения. PAGEREF _Toc87592346 h 95 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340036000000

Социальный контекст симптомов. PAGEREF _Toc87592347 h 96 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340037000000

Глава 10. Методы работы с суицидальным пациентом. PAGEREF _Toc87592348 h 96 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340038000000

Оценка суицидального риска. PAGEREF _Toc87592349 h 96 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300340039000000

Суицидальное намерение как континуум. PAGEREF _Toc87592350 h 97 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350030000000

Исследование мотивов суицида. PAGEREF _Toc87592351 h 98 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350031000000

Склонить чашу весов против суицида. PAGEREF _Toc87592352 h 99 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350032000000

Работа с чувством безысходности. PAGEREF _Toc87592353 h 99 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350033000000

Совместное решение житейских проблем. PAGEREF _Toc87592354 h 102 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350034000000

Вакцинация против стресса. PAGEREF _Toc87592355 h 103 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350035000000

Рост суицидальных желаний в ходе терапии. PAGEREF _Toc87592356 h 103 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350036000000

Глава 11. Интервью с суицидальным пациентом. PAGEREF _Toc87592357 h 104 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350037000000

Глава 12. Депрессогенные убеждения. PAGEREF _Toc87592358 h 115 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350038000000

Выявление дисфункциональных убеждений. PAGEREF _Toc87592359 h 116 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300350039000000

Модификация убеждений. PAGEREF _Toc87592360 h 119 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360030000000

Убеждения как «мишень». PAGEREF _Toc87592361 h 119 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360031000000

Модификация «долженствований». PAGEREF _Toc87592362 h 120 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360032000000

Убеждения как «персональные контракты». PAGEREF _Toc87592363 h 121 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360033000000

Убеждения как самореализующиеся пророчества. PAGEREF _Toc87592364 h 123 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360034000000

Дисфункциональные убеждения и когнитивные ошибки. PAGEREF _Toc87592365 h 123 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360035000000

Отказ от дисфункциональных убеждений: возможные выгоды и потери. PAGEREF _Toc87592366 h 124 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360036000000

Роль действия в изменении убеждений. PAGEREF _Toc87592367 h 125 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360037000000

Пациент как источник контраргументов. PAGEREF _Toc87592368 h 126 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360038000000

Пересмотр убеждений, основанный на переоценке собственных достоинств. PAGEREF _Toc87592369 h 127 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300360039000000

Разоблачение предвзятости и произвольности убеждений. PAGEREF _Toc87592370 h 128 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370030000000

Долгосрочная и краткосрочная эффективность убеждений. PAGEREF _Toc87592371 h 129 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370031000000

Глава 13. Домашние задания как часть терапии. PAGEREF _Toc87592372 h 129 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370032000000

Обоснование необходимости домашних заданий. PAGEREF _Toc87592373 h 130 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370033000000

Постановка домашнего задания. PAGEREF _Toc87592374 h 131 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370034000000

Приемы, побуждающие к выполнению домашних заданий. PAGEREF _Toc87592375 h 132 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370035000000

Выявление дисфункционального отношения к домашним заданиям. PAGEREF _Toc87592376 h 133 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370036000000

Составление распорядка дня. PAGEREF _Toc87592377 h 135 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370037000000

Планирование занятий, доставляющих удовольствие. PAGEREF _Toc87592378 h 136 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370038000000

Планирование занятий, пробуждающих чувство умелости и мастерства. PAGEREF _Toc87592379 h 136 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300370039000000

Письменные отчеты и задания. PAGEREF _Toc87592380 h 137 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380030000000

Роль пациента в проектировании домашних заданий. PAGEREF _Toc87592381 h 138 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380031000000

Специальные домашние задания. PAGEREF _Toc87592382 h 139 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380032000000

Библиотерапия. PAGEREF _Toc87592383 h 139 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380033000000

Использование аудиозаписей. PAGEREF _Toc87592384 h 139 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380034000000

Подготовка к возможным проблемным ситуациям. PAGEREF _Toc87592385 h 140 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380035000000

Схема назначения домашних заданий. PAGEREF _Toc87592386 h 140 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380036000000

Глава 14. Технические трудности. PAGEREF _Toc87592387 h 141 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380037000000

Советы терапевту. PAGEREF _Toc87592388 h 141 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380038000000

Контртерапевтические установки пациента. PAGEREF _Toc87592389 h 142 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300380039000000

Примеры контртерапевтического поведения пациента. PAGEREF _Toc87592390 h 149 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390030000000

Глава 15. Проблема завершения терапии и проблема рецидивов. PAGEREF _Toc87592391 h 151 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390031000000

Подготовка к завершению терапии. PAGEREF _Toc87592392 h 151 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390032000000

Опасения пациента в связи с предстоящим окончанием терапии. PAGEREF _Toc87592393 h 152 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390033000000

Преждевременное завершение терапии. PAGEREF _Toc87592394 h 154 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390034000000

Быстрое смягчение или исчезновение симптомов. PAGEREF _Toc87592395 h 154 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390035000000

Негативные реакции на терапевта. PAGEREF _Toc87592396 h 154 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390036000000

Отсутствие стойких улучшений или рецидивы во время терапии. PAGEREF _Toc87592397 h 154 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390037000000

Рецидивы депрессии после завершения терапии. PAGEREF _Toc87592398 h 155 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390038000000

Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии. PAGEREF _Toc87592399 h 156 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003300390039000000

Введение. PAGEREF _Toc87592400 h 156 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300030000000

Общие соображения. PAGEREF _Toc87592401 h 156 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300031000000

Клинические соображения. PAGEREF _Toc87592402 h 157 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300032000000

Сравнение себя с другими. PAGEREF _Toc87592403 h 157 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300033000000

Негативное воздействие членов группы друг на друга. PAGEREF _Toc87592404 h 158 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300034000000

Искажения «универсальные» и личные. PAGEREF _Toc87592405 h 158 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300035000000

Формальные аспекты. PAGEREF _Toc87592406 h 159 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300036000000

Ориентация на проблему или на процесс?. PAGEREF _Toc87592407 h 159 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300037000000

Закрытые или открытые группы?. PAGEREF _Toc87592408 h 159 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300038000000

Количество терапевтов и их роль. PAGEREF _Toc87592409 h 160 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400300039000000

Группа: состав и размер. PAGEREF _Toc87592410 h 160 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310030000000

Продолжительность и частота сессий. PAGEREF _Toc87592411 h 160 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310031000000

Общая продолжительность групповой терапии. PAGEREF _Toc87592412 h 160 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310032000000

Групповая терапия в сочетании с индивидуальной терапией. PAGEREF _Toc87592413 h 160 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310033000000

Проведение курса групповой терапии. PAGEREF _Toc87592414 h 161 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310034000000

Подготовительные интервью. PAGEREF _Toc87592415 h 161 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310035000000

Последовательность и структура групповых сессий. PAGEREF _Toc87592416 h 161 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310036000000

Проблемы управления группой. PAGEREF _Toc87592417 h 164 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310037000000

Примеры типичных терапевтических приемов. PAGEREF _Toc87592418 h 164 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310038000000

Извлечение выгоды из попыток пациентов перебивать друг друга. PAGEREF _Toc87592419 h 164 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400310039000000

Использование членов группы в качестве «котерапевтов». PAGEREF _Toc87592420 h 165 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320030000000

Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии. PAGEREF _Toc87592421 h 166 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320031000000

Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов. PAGEREF _Toc87592422 h 167 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320032000000

Введение. PAGEREF _Toc87592423 h 167 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320033000000

Оценка пациента и диагностика депрессии. PAGEREF _Toc87592424 h 169 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320034000000

Роль когнитивной терапии в повышении приверженности пациента режиму лечения. PAGEREF _Toc87592425 h 175 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320035000000

Приложение. PAGEREF _Toc87592426 h 181 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320036000000

Шкала депрессии Бека. PAGEREF _Toc87592427 h 181 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320037000000

Шкала суицидальных мыслей. PAGEREF _Toc87592428 h 183 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320038000000

Протокол дисфункциональных мыслей. PAGEREF _Toc87592429 h 185 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400320039000000

Лист для оценки компетентности когнитивного терапевта. PAGEREF _Toc87592430 h 186 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400330030000000

Причины невыполнения домашних заданий (заполняется пациентом). PAGEREF _Toc87592431 h 189 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400330031000000

Схема обследования и терапии, принятая в «Центре когнитивной терапии». PAGEREF _Toc87592432 h 190 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400330032000000

Литература. PAGEREF _Toc87592433 h 192 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300380037003500390032003400330033000000

(Aaron Beck, A. Rush, Brian Shaw, Gary Emery. Cognitive Therapy of Depression, 1979)

Данная книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики авторов. В ней представлены специальные техники, позволяющие скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете способствующие ослаблению депрессивных симптомов. Предложенная авторами концепция домашней работы, или «аутотерапии», открывает реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий. Книга адресована как психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, так и специалистам, стремящимся расширить границы профессионального знания.

Эта книга посвящается нашим детям:

Рою, Джудит и Элис Бек, Мэттью Рашу и Стивену Шо

Монография, открывающая новый подход к пониманию и психотерапии депрессии, заслуживает хотя бы краткого рассказа об истории ее создания.

Данная книга представляет итог многолетней исследовательской и клинической практики. Ее появление на свет стало возможным благодаря усилиям многих и многих людей — клиницистов, исследователей, пациентов. Отдавая должное вкладу отдельных людей, я предполагаю также, что сама по себе когнитивная терапия есть отражение тех изменений, которые в течение многих лет происходили в области поведенческих наук и только в последние годы оформились в ведущую тенденцию. Впрочем, мы пока не можем точно оценить, какую роль сыграла так называемая «когнитивная революция в психологии» в развитии когнитивной терапии.

Помещая данную книгу в персональную перспективу, я бы отослал читателя к моей ранней работе «Депрессия» (Depression; 1967), являвшей собой первое приближение к когнитивной модели и когнитивной терапии депрессии и иных неврозов. Мой следующий труд «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (Cognitive Therapy And The Emotional Disorders), опубликованный в 1976 году, содержал подробное описание когнитивных аберраций, характеризующих каждый из этих неврозов, детальное изложение общих принципов когнитивной терапии и более стройную схему когнитивной терапии депрессий.

Мне пока и самому не до конца ясно, откуда берут свое начало мои формулировки, касающиеся когнитивной терапии депрессии. Оглядываясь назад, я понимаю, что первые догадки сквозили уже в том начинании, которое я предпринял в 1956 году с целью обоснования некоторых психоаналитических концептов. Я верил в истинность психоаналитических формулировок, однако испытывал определенное «сопротивление», вероятно, естественное для академического психолога и психиатра, придающего столь большое значение эмпирическим данным. Полагая возможным разработать конкретные техники, я провел серию изыскательских работ, призванных подтвердить правильность психоаналитического понимания депрессии. Другим, возможно, более веским мотивом было желание понять психологическую конфигурацию депрессии, чтобы разработать схему краткосрочной психотерапии, направленной на устранение очаговой психопатологии.

Хотя первые результаты моих эмпирических исследований как будто бы подтверждали существование психодинамических факторов депрессии, а именно ретрофлективной враждебности, выражением которой является «потребность в страдании», последующие эксперименты принесли целый ряд неожиданных открытий, противоречивших данной гипотезе, что подтолкнуло меня к более критичной оценке психоаналитической теории депрессии, а затем и всей структуры психоанализа. В конечном итоге я пришел к заключению: депрессивные пациенты вовсе не испытывают «потребности в страдании». Экспериментальные данные свидетельствовали о том, что депрессивному пациенту свойственно избегать поведения, способного вызвать отвержение или неодобрение со стороны окружающих; он, напротив, стремится быть принятым людьми и заслужить их одобрение. Это расхождение между лабораторными данными и клинической теорией и сподвигло меня к переоценке своих убеждений.

Примерно в то же время я с огорчением для себя начал осознавать, что надежды, возлагаемые мною на психоанализ в начале 1950-х годов, оказались напрасными: многолетний курс психоанализа, через который прошли многие мои аспиранты и коллеги, не вызвал сколько-нибудь ощутимых позитивных сдвигов в их поведении и чувствах! Более того, работая с депрессивными пациентами, я заметил, что терапевтические интервенции, основанные на гипотезе «ретрофлективной враждебности» и «потребности в страдании», зачастую не приносят пациенту ничего, кроме вреда.

Таким образом, клинические наблюдения, экспериментальные и корреляционные исследования, а также непрекращающиеся попытки объяснения данных, противоречивших психоаналитической теории, привели меня к полному переосмыслению психопатологии депрессии и других невротических расстройств. Обнаружив, что депрессивные пациенты не имеют потребности в страдании, я начал искать иные объяснения их поведению, которое только «выглядело» как потребность в страдании. Я задался вопросом: как еще можно объяснить их неустанное самобичевание, их устойчиво негативное восприятие действительности и то, что как будто бы говорило о наличии аутовраждебности, а именно их суицидальные желания?

Вспомнив свое впечатление о «мазохистских» сновидениях депрессивных пациентов, которое, собственно, и послужило отправной точкой моих исследований, я стал искать альтернативные объяснения тому факту, что депрессивный сновидец постоянно видит себя во сне неудачником — он либо теряет какую-то ценную вещь, либо не может достигнуть какой-то важной цели, либо предстает ущербным, безобразным, отталкивающим. Прислушавшись к тому, как пациенты описывают себя и свой опыт, я заметил, что они систематически перетолковывают факты в худшую сторону. Эти истолкования, сходные с образным рядом их сновидений, навели меня на мысль, что депрессивному пациенту присуще искаженное восприятие реальности.

Дальнейшие систематические исследования, включавшие разработку и апробацию новых инструментов, подтвердили эту мою гипотезу. Мы обнаружили, что депрессия характеризуется глобально пессимистическим отношением человека к собственной персоне, внешнему миру и своему будущему. По мере аккумулирования данных, подтверждавших ведущую роль когнитивных искажений в развитии депрессии, я разрабатывал специальные техники, основанные на применении логики, которые позволяют скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете ведут к ослаблению депрессивных симптомов.

Благодаря нескольким исследованиям мы пополнили наши знания о том, как депрессивный пациент оценивает свой текущий опыт и свои перспективы. Эти эксперименты показали, что при соблюдении определенных условий серия успешно выполненных заданий может сыграть огромную роль в изменении негативной Я-концепции пациента и тем самым устранить многие симптомы депрессии.

Эти исследования позволили нам дополнить вышеописанные техники корректирования когнитивных искажений новым весьма действенным средством, таким как проведение экспериментов, призванных проверить ошибочные или преувеличенно пессимистические убеждения пациента, что в конечном счете существенно расширило терапевтический процесс. Теперь у пациентов появилась возможность проверять свои пессимистические интерпретации и прогнозы в реальных жизненных ситуациях. Концепция домашней работы, или, как мы позже назвали это, «аутотерапии», открыла реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий.

Развитие когнитивной терапии проходило под влиянием бихевиорального движения. Методологический бихевиоризм, подчеркивающий важность постановки дискретных задач и описывающий конкретные процедуры их решения, привнес совершенно новые параметры в когнитивную терапию (многие авторы даже стали именовать наш подход «когнитивно-поведенческой терапией»).

Данная монография в значительной степени являет собой итог тех конференций, что еженедельно проводились на факультете психиатрии Пенсильванского университета, где обсуждались проблемы, возникавшие при лечении конкретных пациентов: участники делились друг с другом опытом и совместно искали пути решения проблем. Многочисленные предложения были впоследствии обобщены в серии терапевтических руководств, кульминацией которой является настоящее издание. Столь велико число людей, внесших вклад в становление и развитие нашего знания, что перечисление даже основных имен заняло бы слишком много места. Мы благодарны всем участникам этих конференций, и я уверен, они прекрасно понимают, сколь большую роль они сыграли в появлении данной книги.

Особо хотелось бы поблагодарить наших коллег, помогавших нам материалами, предложениями и замечаниями при подготовке терапевтических руководств, предшествовавших данной монографии. Наиболее активными нашими помощниками были Марика Ковач, Дэйвид Бернс, Ира Герман и Стивен Холлон. Мы чрезвычайно признательны и Майклу Махони, который взял на себя труд прочесть и отредактировать нашу рукопись. Мы благодарим также Стерлинга Мури за его великодушную помощь на заключительных этапах подготовки книги.

Считаем себя обязанными отдать долг признательности Рут Л. Гринберг, сотрудничавшей с нами с начала и до конца этой затеи. Ее вклад в создание данной книги столь велик, что нам трудно подыскать слова для выражения нашей благодарности.

И наконец, мы приносим свою искреннюю благодарность машинисткам Ли Флеминг, Мэрилин Стар и Барбаре Маринелли.

В заключение несколько слов о «сексистском» языке. Говоря о «терапевте» и «пациенте», мы используем местоимения мужского рода («он», «его»), но это ни в коей мере не означает, что мы ведем речь только о мужчинах. Мы сохранили традиционное словоупотребление исключительно в целях удобства и простоты.

Аарон Т. Бек, май 1979 г.

По оценкам некоторых авторитетных источников, по меньшей мере 12% взрослого населения подвержено эпизодическим, но достаточно выраженным и потому требующим лечения депрессивным расстройствам (Schuyler, Katz, 1973). За последние 15 лет проведены сотни систематических исследований, имеющих отношение к биологическому субстрату депрессии и фармакотерапии депрессий. В различных публикациях, исходящих как из правительственных источников, так и из частного сектора, утверждается, что произошел определенный прорыв в понимании психобиологии депрессий и лечении этого расстройства медикаментозными средствами.

Однако эта в целом радужная картина приводит в замешательство клиницистов. Несмотря на значительные достижения в области фармакотерапии депрессий, это заболевание имеет по-прежнему широкое распространение. Более того, количество самоубийств, которое принято считать показателем распространенности депрессий, не только не снизилось, но возросло за последние годы. Устойчивость данного показателя представляется особенно значимой, если учесть ту огромную отдачу, которую принесли усилия по созданию и поддержке центров профилактики суицидов по всей стране.

В специальном отчете Национального института психического здоровья «Депрессивные расстройства» (Secunda, Katz, Friedman, 1973) говорится, что с депрессией связано 75% всех психиатрических госпитализаций и что ежегодно у 15% взрослых людей в возрасте от 18 до 74 лет наблюдаются симптомы депрессии. В денежном выражении такое положение дел оценивается авторами в диапазоне от 3 млн до 9 млн долларов. И эти же авторы подчеркивают, что «основной груз терапии депрессивных расстройств (75% всех психиатрических госпитализаций) ложится на психосоциальные терапевтические модальности».

Post A Comment