СТРЕСС ЖИЗНИ



 
 
 
 
 Кто никуда не плывет - для тех не бывает попутного ветра.
 Монтень
 
 
 Почти четыре десятилетия я изучал в лаборатории физиологические
механизмы приспособления к стрессу и убедился, что принципы защиты на уровне
клетки в основном приложимы также к человеку, и даже к целым сообществам
людей. Биохимические приспособительные реакции клеток и органов удивительно
сходны независимо от характера воздействия. Это навело меня на мысль
рассматривать "физиологический стресс" как ответ на любое предъявленное
организму требование.
 С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с
помощью двух основных типов реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или
бегства из трудности, или готовности терпеть ее. Если в организм введен яд,
бегство не возможно, но реакция все равно может быть двух типов: либо
химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие
устанавливается путем выведения яда из тела, либо организм научается
игнорировать яд.
 Природа предусмотрела бесчисленное множество способов, с помощью
которых приказы атаковать яд или терпеть его передаются нашим клеткам на
химическом языке. Мне кажется, что правила, столь успешно действующие на
уровне клеток и органов, могут стать источником той подлинной философии
жизни, которая приведет к выработке кодекса поведения, построенного на
научных принципах, а не на предрассудках, традициях или слепом подчинении
"непререкаемым авторитетам".
 На протяжении столетий высказывались различные соображения, как достичь
мира и счастья на пути технического и политического прогресса, с помощью
высокого уровня жизни, соблюдения законов или строгой приверженности
заповедям и учениям того или иного вождя, мудреца, пророка. Но история
доказывала снова и снова, что ни одно из этих средств нельзя считать
надежным и эффективным.
 Кто верил о непогрешимость своего бога или в свой кодекс, поведения,
был относительно уравновешен и счастлив независимо от того, можно ли было
доказать истинность верований. Вера давала человеку общее направление, опору
долга, самодисциплины и труда, необходимых для предотвращения ненормального,
хаотического поведения. Однако убеждения одной группы людей противоречили
убеждениям другой, и столкновения становились неизбежными. "Непререкаемый
авторитет" (бог, король или политический вождь) одних был далеко не
бесспорен для других, которые подвергали его нападкам.
 Как отметил Карл Поппер, законы природы не предписывают, а лишь
описывают. Законы общества предписывают, что можно делать, а чего нельзя.
Нарушение их является единственным оправданием для их формулирования. Законы
природы просто констатируют, что именно произойдет в определенных условиях
(например, при 100они могут быть неточно сформулированы, но не могут быть нарушены. Научные
факты назвали "законами", ибо когда-то считали, что они продиктованы
божественным провидением.
 Человек нуждается в более естественных идеалах, чем те, которыми он
ныне руководствуется. Поэтому я попытался наложить основы кодекса поведения,
исходя прежде всего из законов природы. Мы сами -- часть природы и потому
должны принять ее правила. Этот кодекс совместим с любой религией,
политической системой или философией и в то же время независим от них. Мы
все дети природы и не ошибемся, если будем следовать ее общим законам в
сочетании со своими личными идеалами и убеждениями. Мой символ веры связан
не с происхождением жизни, ее создателем или целью творения, а лишь с
готовым продуктом -- человеческой машиной. Я исхожу из того, как работает
тело, вернее, как оно должно работать, а не из того, кто и зачем создал его,
и даже не из генетического кода, который химически шифрует все наши
врожденные черты и особенности. Речь пойдет об оптимальной жизненной
стратегии после рождения независимо от того, как мы появились на свет.
 Предлагаемый кодекс основан на убеждении, что для достижения душевного
мира и самовыражения люди должны трудиться во имя цели, которая кажется им
высокой. Музыкант, художник, писатель, ученый, предприниматель или спортсмен
сильно страдает, если лишен во

Updated: 10.12.2013 — 21:22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *