В данной книге последовательно прослеживается мысль о том, что не хватает подходящих моделей и теорий, чтобы направлять исследования и руководить практикой. Лучше всего это можно проиллюстрировать примерами из области профессионального стресса и его преодоления. Здесь наблюдаются некоторые довольно простые теоретические подходы, такие как теория требований — контроля при изучении профессионального cipecca (Karasek, 1979) и монито-рингово-блантерный подход в исследовании совладания со стрессом. (Miller and Mangan, 1983). Обе названные работы предлагают полезное, но несколько ограниченное толкование стресса. Однако когда исследователи пытаются разрабо-тать модели, лучше отражающие сущность феномена (например общая модель профессионального стресса — Beehr and Newman, 1978, или теория преодоления стресса — Lazarus and Folkman, 1984), тогда мы находим, что теории слишком сложны, чтобы их можно было легко проверить или использовать при планировании вмешательств.
Здесь целесообразно продолжить рассмотрение критериев для оценки приемлемости теории. Эльберг, Уикли и Бхагат (Eulberg, Weekley and Bhagat, 1988) предлагают семь критериев для оценки теории стресса, которые хотя и относятся к теориям и моделям профессионального стресса, но могут иметь значительно более широкое применение. Критерии представлены во врезке 12.1.
Хотя многие из перечисленных критериев подходят друг другу, некоторые оказываются несовместимыми. Трудно разработать исчерпывающую модель или теорию стресса, которая при этом была бы ясной и экономичной. В действительности доказательства позволяют говорить о том, что существует обратно пропорциональная зависимость между всеохватностью модели и ее значением в области исследования (Eulberg, Weekley and Bhagat, 1988). Эльберг, Уикли и Бхагат считают, что широкого охвата, какой предполагается в общей модели Вира и Ньюмена (Beehr and Newman, 1978), можно добиться, только пожертвовав концептуальной сжатостью. То же самое можно сказать и о теории преодоления стресса Лазаруса.
Похоже, что трудность заключается в широте концепции стресса. Мы ожидаем, чтобы единая модель профессионального стресса включала целый ряд стрессоров и прогнозировала различные последствия, включая настроение, удовлетворение от работы и болезни сердца. Теоретики по проблеме копинга также задавались целью развить теории, способные выявлять наиболее эффективные пути преодоления
Ясность — является ли модель понятной, а ее компоненты специфичными и концептуально различимыми’?
• Внутренняя согласованность — есть в ней логические противоречия и несогласованность?
• Опровергаемость — можно ли ее проверить?
• Внешняя согласованность — совместима лимона с существующими теориями и данными исследований?
• Охват — охватывает ли она всю сферу феноменов стресса?
• Экономичность — является ли она экономичной и не обременяют ли ее ненужные концепции и взаимосвязи?
• Самобытность — ведет ли она к новым прогнозам и гипотизам?
Врезка 12.1. Критерии для оценки теории стресса, расположенные в порядке значимости, (по Eulberg, Weekley and Bhagat, 1988)
различных стрессовых ситуаций. Возможно, единственно реальное решение проблемы создания теорий, которые были бы и экономичными, и исчерпывающими — это раздробить концепцию стресса и затем разработать теории, связанные со специфическими стрессорами и напряжениями, другими словами, развивать теории, объясняющие микрофеномены. К примеру, уже стало известно, что одни и те же переменные или их комбинации не прогнозируют тревожность, неудовлетворенность и поступки (Wall at el., 1990a).
Было бы желательно разработать специальные теории по целому ряду различных эмоциональных состояний. Лазарус (Lazarus, 1993) высказал мысль о том, что каждая эмоция имеет свою «ключевую» тему: к примеру, гнев — это реакция на «уничижающее оскорбление меня и мне принадлежащего», а индивид, который осознает, что сталкивается «с неопределенной существующей угрозой», почувствует тревогу.
Дополнительно к теориям о специфических последствиях напряжения было бы необходимо разработать теории, связанные со специфическими стрессовыми ситуациями. К примеру, в контексте исследований по преодолению стресса Сомерфильд (Somerfield, 1997) говорил, что это было бы важно для разработки исчерпывающих моделей, которые бы включили все соответствующие факторы. Развитие таких теорий помогло бы практикам, проводящим прикладные исследования, и при планировании вмешательства. В главе 8 также обсуждалась необходимость расширения теоретических структур. Смит и Уоллстон (Smith & Wallston, 1997) считают, что можно использовать метаанализ, с целью объединить эти данные так, чтобы они поддерживали более общие сводные теории (метатеории).
Итак, чтобы объяснить сложные феномены в данной области, мы могли бы рассчитывать на будущие микро — и метатеории, менее связанные с концепцией стресса. Возможно, можно было бы использовать большое количество различных переменных, для которых было бы полезно привлечь исследователей, располагающих сведениями из других областей клинической, социальной, когнитивной психологии, а также из социологии или антропологии.