Первичная профилактика
Представляется разумным и соответствующим требованиям морали, по возможности, удалять стрессоры, однако существует очень мало литературы по первичной профилактике стресса. Чаще всего пишут о стрессе на работе. В обществе в целом есть много примеров того, как проводится социальная политика специально для того, чтобы ослабить психологический стресс. Например, для того чтобы уменьшить стресс, отказываются от крупных жилых комплексов или от больших клиник для людей с душевными расстройствами. Детям в больнице разрешают находиться вместе с родителями. На примере таких исследований мы можем видеть сближение научных теорий и общественной практики. Однако эти исследования опираются скорее на теории присоединения или депривации, чем на современные представления о стрессорах и возможностях ему противостоять.
Поэтому мы обратимся к литературе о стрессе на рабочем месте, в которой найдем примеры вмешательств, направ-ленных на снятие стресса. Непосредственно на рабочем месте можно провести целый ряд самых разных вмешательств, имеющих своей целью первичную профилактику и ослабление стрессоров. Стрессоры имеют место практически во всех сферах управленческой деятельности (начиная с кадрового отбора, супервизии, вопросов развития штата, здоровья и безопасности).
Ньюмен и Бир (Newman and Beehr, 1979) предлагают три возможных варианта первичного вмешательства в целях уменьшения воздействия стрессоров на рабочем месте.
• Нужно изменить характеристики организации, например изменить процедуры обучения или отбора.
• Нужно изменить ролевые характеристики, например увеличить участие работников в принятии решений.
• Нужно изменить характеристики задач, например усилить контроль над способами и длительностью их выполнения (см. главу 9). ^_ На деле проводится мало первичных вмешательств, но значительное количество — вторичных и третьего порядка (Earnshaw and Cooper, 1996). Там, где первичные вмешательства есть, это главным образом те, которые Ньюмен и Бир относят к последним двум категориям.
Прежде чем мы рассмотрим некоторые конкретные примеры вмешательств, стоит задать вопрос о том, почему мы так много времени тратили на разработку теорий и проведение исследований, отмечая большое значение определенных стрессоров на работе (об этом мы уже упоминали в главе 9), если в результате выясняется, что на практике эта информация чаще всего игнорировалась. Несмотря на то, что исследования часто дают противоречивые результаты, есть много данных о том, что неконтролируемая работа часто приводит к вредным для здоровья последствиям. Поэтому нужно учитывать факторы риска, принимать их всерьез и побуждать работодателей следить за тем, в каких условиях работают служащие. Существующая литература не предоставляет свидетельств, что уже возросло количество вмешательств и контроль над ситуацией на рабочем месте, хотя есть много рассуждений на эту тему. Может быть, так происходит потому, что первичные вмешательства трудно проводить, они дорого обходятся, а их результаты трудно оценить. Кроме того, современная теория стресса не предлагает хороших практических советов о том, как проводить вмешательства. Например, мы немного знаем о том, что в целом полезно, когда человек имеет возможность контролировать свою работу, однако усиление контроля может подразумевать разные мероприятия. Мы мало знаем о том, какой контроль принесет пользу и при каких обстоятельствах. Также неизвестно, как расширение возможностей контроля для одного человека повлияет на тех, кто работает рядом с ним. Например, если усилить контроль со стороны одного из работающих совместно служащих, то другой работник, также осуществлявший ранее функции контроля, окажется в ситуации, когда его функции урезаны.
Когда исследователи пытались разработать теоретические модели, то у них стали возникать трудности на практике, поэтому сложно • сделать однозначные выводы даже на основе хорошо организованных исследований. Например, в США исследователи Ландсбергис и Вивона-Вогэн (Landsbergis & Vivona-Vaughan, 1995) осуществляли вмешательства, используя самые разные методы, в том числе модель » Карасека, чтобы уменьшить стрессы в агентстве общественной службы. Сотрудники двух подразделений были включены в группу, в отношении которой проводились вмешательства, сотрудники двух других, сопоставимых по своим характеристикам, подразделений — в контрольную группу. Вмешательство состояло в том, что служащим из экспериментальной группы предоставлялась возможность участво — вать в работе комиссий по решению проблем. Они сами идентифицировали стрессоры, разработали план действий, чтобы ослабить стрессоры, и помогли менеджерам провести изменения. Приоритетными оказались такие стрессоры, как неравномерная нагрузка, рутинная работа или низкие возможности общения. В конце года по одному из экспери-ментальных отделов были получены неоднозначные результаты, а по другому — данные, указывающие на отсутствие или весьма незначительное воздействие вмешательств. Зачастую неудачу вмешательств можно объяснить тем, что они проходили в рамках одного подразделения, а рабочие в это же время подвергались влиянию различных изменений во всей организации. В рассматриваемом случае перемены включали и реорганизацию основного агентства, при этом ни сотрудники фирмы, ни профсоюзы не принимали участия в этих изменениях. Все это привело к фрустрации и разочарованию. Оба подразделения потеряли директоров, которые поддерживали проведение перемен, и некоторые планируемые изменения не были доведены до конца. На основании этого исследования отчетливо видно, что организационные изменения сопряжены с многочисленными трудностями.
Роуз, Джонс и Флетчер (Rose, Jones & Fletcher, 1998) выполнили одно из тех немногих исследований, которые проде-монстрировали позитивное влияние программ по снижению стресса на работе. Психологи использовали программу по борьбе со стрессом, которая специально разрабатывалась для того, чтобы удовлетворить потребности определенной профессиональной группы (сотрудников, занимающихся непосредственной охраной здоровья). В этом исследовании уровень стресса измеряли, базируясь на теоретически разработанных понятиях требований, поддержки и давления. Реализация программы вмешательств привела к тому, что участники экспериментальной группы, в сравнении с контрольной, стали менее тревожными и ощущали более сильную социальную поддержку. Роуз, Джонс и Флетчер
также провели измерение ряда поведенческих характеристик до и после тренинга, и, как показала эта работа, та группа, где осуществлялись вмешательства, более позитивно проводила взаимодействия и помогала клиентам. Тем не менее, неясно, как именно влияет вмешательство, потому что экспериментальная и контрольная группы с самого начала были разнородными по составу.
В целом, хотя некоторые работы указывают на определенные улучшения психического здоровья сотрудников в результате организационных изменений (Rose, Jones and Fletcher, 1998; Wall and Clegg, 1981), по данным многих иных исследований это не прослеживается (Kemp et al., 1983). Как показали данные других исследований, хотя уровень оказываемого давления стал восприниматься работниками как менее высокий, но показатели психологического благополучия (подобные представленным в GHO) не изменились (см., например, Wall et al., 1990b).
Неудивительно поэтому, что многие исследователи обращаются к более легким стратегиям вторичных вмешательств и вмешательств третьего порядка.
Вторичная профилактика
Курсы по борьбе со стрессовым состоянием дают хороший пример вторичной профилактики. Такие курсы могут проводиться на рабочем месте, в колледжах или на базе других организаций. Как правило, эти курсы включают разные составляющие, такие как информация о стрессорах, обучение когнитивным стратегиям и релаксации, но могут также включать элементы других подходов, таких как медитация. Эти методы мы отдельно рассмотрим ниже.
Тренинг для развития умения справляться со стрессом. Тренинг для развития умения справляться со стрессом (SMT — stress management training) ориентирован на то, чтобы предоставить людям ряд техник, которые должны помочь предотвратить стресс или свести его к минимуму. Работодатели часто посылают работников на курсы SMT. Так, например, по данным одного австралийского исследования, из 504 руководителей тренинговых курсов 32% отметили, что они вели занятия по самоуправлению в условиях стресса (Bright, Gillam and Balaam, 1997). Более того, как сообщают эти тренеры, даже если персонально их не привлекали к проведению таких тренингов, то в 42% компаний, где они служили, работа такого рода велась.
Литература по тренингу поведения в стрессе указывает на ряд ограничений, характерных и для других видов тренинга. Очень редко в исследованиях используются контрольные группы. Подавляющее число данных собрано теми, кто проводит тренинги, то есть эти данные не совсем объективны. Если учитывать все эти недостатки, то возникает все больше оснований предполагать, что некоторые из тренинговых программ оказывают лишь незначительное позитивное влияние на участников.
Как правило, в курс по борьбе со стрессом входят самые разные техники, в том числе тренинг по работе со стрессорами, обучение технике релаксации (или медитации) и умению проявлять настойчивость (см. врезку 11.1).Часто в качестве основных используются когнитивно-поведенческие техники. Они основаны на представлениях о том, что стресс обусловлен негативно окрашенными «разговорами с самим собой». В процессе тренинга эти разговоры заменяются более позитивными внутренними диалогами. Как считал Лазарус, эти техники продуктивны на таких этапах преодоления стресса, как стадии оценки и собственно копинга (см. главу 7).
Релаксация
Релаксация — это попытка «притормозить» и, возможно, погрузиться в полусонное или гипнотическое состояние. Для этого нужно глубоко вздохнуть, представить себе что-то приятное, убрать или свести к минимуму внешнюю стимуляцию (например приглушить в комнате свет, прилечь) или добавить успокаивающие стимулы, такие как тихая музыка, приятные запахи, картины и фотографии. Иногда применяются приборы для биологической обратной связи о физиологических функциях, таких как сердцебиение, мышечный тонус и другие.
Медитация
Медитация — это еще одна техника, с помощью которой делается попытка успокоить человека и сконцентрировать мысли на нестрессовых стимулах. Цель медитации — сосредоточиться главным образом на каком-то одном стимуле, так что все остальные мысли исключаются. Такая техника позволяет тому, кто ею пользуется, на время отвлечься от стрессоров и вновь вернуться к ним с новой жизненной силой после процесса медитации.
Когнитивная реструктуризация
Это такая когнитивно-поведенческая техника, когда люди изменяют свои представления о проблемах, из-за которых они испытывают стресс. Человек может попытаться заменить негативные или иррациональные мысли более позитивными и конструктивными. Эти техники основаны на уже признанной и исследованной модели когнитивно-поведенческой терапии, которую используют многие психологи-клиницисты, когда решают ряд поведенческих проблем.
Тренинг настойчивости
Тренинг настойчивости (ассертивности) — это ряд техник, которые помогают человеку улучшить навыки взаимодействия с другими людьми. Человек учится лучше справляться с требованиями, предъявляемыми со стороны других, например учится отказывать. Таким образом, тренинг нацелен на выработку умений реагировать на требования, и утверждает человека в том, что он может иметь и отстаивать свое мнение.
Тренинг «прививки от стресса» (Meichenbaum, 1985) Это такой метод, который объединяет различные техники, в том числе релаксацию и когнитивные стратегии. Он построен на принципе, что человек сам может развивать стратегии копинга и другие техники, которые позволят ему противостоять в будущем более серьезным стрессорам. На первой фазе тренинга участников обучают самому методу и дают информацию о том, как их когнитивные построения влияют на поведение. На второй фазе людей обучают ряду техник копинга (в том числе когнитивному реструктурированию), а на третьей фазе участники сами отрабатывают эти техники.
Врезка 11.1. Пять основных компонентов, входящих в курсы по преодолению стресса.
В классическом исследовании Ганстера (Ganster et al., 1982) проводится тщательная оценка программы обучения преодолению стресса, которая применяется в американских социальных службах. Семьдесят девять работников общественных служб были в случайном порядке распределены в группы обучения и контрольные группы (последним предлагался тот же самый тренинг, но позже). Тренинг включал 16-часовую групповую работу в течение 8 недель. Это был типичный тренинговый курс, включавший комбинацию различных техник. Он состоял из четырех сессий и был основан на обучении когнитивным стратегиям, включавшим осознание своих эмоциональных и физиологических реакций на стрессогенные события на работе, оценку объективных последствий воздействия стрессоров и замену саморазрушительных когниций более позитивной реакцией. На остальных занятиях большое внимание уделялось различным техникам релаксации.
Исследователи обнаружили, что после 16 часов тренинга у участников, сравнительно с контрольной группой, несколько менее выраженным становилось угнетенное состояние, уменьшалась тревожность, падала выработка адреналина. Через четыре месяца эти изменения у участников сохранились. И все-таки это исследование не смогло определить, какие элементы обучающей программы наиболее эффективны, и какой тренинг имеет более долгосрочный эффект.
Все же Ганстер и коллеги полагают, что многие программы по тренингу, в которых обучение занимает менее половины рабочего дня, вряд ли улучшат состояние участников.
Совсем недавно Гарсиа-Вера, Лабрадор и Занц ( Garcia-Vera, Labrador, Sanz, 1997) проанализировали и оценили программу по преодолению стресса, цель которой — снизить гипертензию. Двадцать два пациента с гипертензией прошли программу по обучению релаксации и разрешению проблем, и еще 21 потенциальный участник были включены в список ожидавших тренинга. У подавляющего большинства пациентов в тренинговой группе кровяное давление понизилось более чем на 5 мм ртутного столба. Кроме того, у многих пациентов давление нормализовалось. Хотя эффекты эти были менее заметны для тех пациентов, которые сами делали замеры, отличия все же были значимы и сохранялись по прошествии четырех месяцев. В другом сообщении Гарсиа-Вера, Занц и Лабрадор (Garcia-Vera, Sanz and Labrador, 1998) указывали, что участники тренинговой группы научились лучше справляться с проблемами.
При том, что в ряде исследований отмечается успешность SMT, лишь в немногих работах рассматриваются конкретные аспекты вмешательства, которые могут привести к успеху. Это такие факторы, как лидерство, размер группы и конкретное содержание тренинга. Тем, кто проводит такие вмешательства, необходимо учитывать это и те ключевые моменты, на которые указывается в литературе.
• Лидерство. Как правило, программу тренинга по преодолению стресса проводят тренеры или эксперты в данной области. Хотя это и необязательно Фонтана и коллеги (Fontana et al., 1999) предполагают, что сверстники также могут успешно руководить такими учебными группами. Авторы сообщают о контролируемых исследованиях в отношении эффективности программы по «прививке от стресса». 18 тинейджеров-юношей приняли участие в шести занятиях по «прививке от стресса», и столько же подростков составляли контрольную группу. Работа в группе привела к снижению частоты сердцебиения, у участников снизилась тревожность, в отличие от контрольной группы, сразу после шести занятий. Через полгода эти отличия сохранились.
• Размер групп. Нам мало известно об оптимальном размере группы. Браун и коллеги (Brown et al., 1998) провели сравнительный анализ эффективности разовых однодневных мастерских по проблеме самоуправления в стрессе, предполагавших участие большого числа
злодей, и небольших еженедельных тренинговых групп для специально направленных клиентов. Тридцать шесть человек в больших группах и столько же — в малых сравнили с контрольной группой из 52 человек, включенных в список людей, ожидавших своей очереди на участие в группе. Вопреки ожиданиям оказалось, что занятия в большой группе в течение одного дня столь же эффективны, как и работа маленькой группы в форме еженедельных сессий. Если принять во внимание обширную литературу по работе с маленькими группами, к этому результату следует относиться с осторожностью, но в целом он свидетельствует в пользу использования тренинговых программ.
• Содержание. В большинстве курсов используются разные методы, однако оценивается весь курс обучения. Если этот курс обучения оказывается успешным, мы не знаем точно, почему именно так происходит. К сожалению, когда исследователи сравнивали разные стратегии преодоления стресса, они обнаружили, что все элементы терапии могут дать более или менее одинаковый результат. (Например, Sallis et al., 1987; Higgins, 1986; см. также врезку 11.2). Рейнольде, Тейлор и Шапиро (Reynolds, Taylor and Shapiro, 1993a) называют это явление «парадоксом эквивалентно-сти». Возможно, все компоненты эффективны, потому что социальная поддержка является наиболее общим фактором. Рейнольде и коллеги все же считают, что разные составляющие на тренингах имеют различные эффекты. Авторы разработали курс, состоящий из шести двухчасовых мастерских, включающих различные элементы (например: релаксацию, ассертивность, когнитивные стратегии и другие). После каждого занятия участники оценивали, как определенные стратегии, например: инсайт, поддержка других членов группы; или определение проблем, влияли на качество работы мастерских в целом. Они считают, что разные методы могут оказаться эффективными из-за различных механизмов действия, а не благодаря каким-то общим чертам.
В целом поэтому представляется, что курсы по преодолению стресса помогают, по крайней мере кратковременно, улучшить самочувствие и настроение. И все же не совсем понятно, какие именно приемы и техники наиболее действенны.
Браннинг и Фру (Bruning and Frew, 1987) провели исследование воздействия различных вмешательств по снятию стресса, которые используют менеджеры на крупных промышленных предприятиях. В организации, в которой проводилось исследование, на первый взгляд не было никаких проблем со стрессом на рабочем месте, и менеджеры утверждали, что им такие проблемы неизвестны Участвовать в исследовании пригласили слушателей семинара по вопросам стресса на рабочем месте (этот семинар состоялся во время обеденного перерыва). В выборку окончательного исследования включили 62 человека, а позднее 21 человек отказались от участия в исследовании по личным или относящимся к работе причинам.
Участников случайным образом распределили в одну из четырех групп по 15-16 человек. В одной из групп проводился тренинг по формированию навыков преодоления стресса, в другой — медитация, в третьей — упражнения, последняя группа была контрольной. На тренингах участникам предлагали определить самое ценное для себя в работе и собственной личности, а потом просили поставить перед собой личные цели Участникам предоставили тренинг по постановке целей и определению их приоритетности, по общению, умению слушать собеседника, по формированию навыков саморазвития и эмпатии. Группа по медитации должна была сидеть в тишине и медитировать в течение 15-20 минут один или два раза в день. После того как участники успокаивали и расслабляли тело, они прислушивались к звукам, которые должны были помочь им сосредоточиться. Группе, выполнявшей упражнения, поручали три раза в неделю заниматься аэробикой в течение 30 минут, упражнения должны были выполняться через день. Человек сам выбирал упражнения и занимался бегом, прогулками пешком, ездил на велосипеде и так далее. Эти упражнения должны были увеличить частоту пульса на 15% по сравнению с обычной. Каждая группа занималась в общей сложности 10-12 часов. Контрольной группе предоставили немного общей информации о стрессе. Через 13 недель после того, как первоначальные группы распались, им предложили второй курс занятий (и еще 10-12 часов тренинга). Контрольная группа не должна была принимать участия в таких занятиях. Однако из-за давления участников и этой группе преподали все три вида тренинговых курсов. Физиологические измерения (в том числе кровяное давление и частота пульса) измерялись в начале курса и затем с двухнедельными интервалами на протяжении исследования. По итогам шестимесячного периода, обнаружилось, что, сравнительно с контрольной группой, все три вида вмешательств вызвали у участников значимые снижения пульса и систолического кровяного давления, однако не наблюдалось значиЩЩЦИИчии между разных вмешательств Попарные сочетания методик также привели к снижению пульса и кровяного давления, но опять-таки никакое сочетание методов вмешательства не оказалось лучше остальных. Результаты позволяют сделать вывод, что ряд вмешательств на рабочем месте полезен.
Врезка 11.2. Сравнение влияния упражнений, релаксации и навыков, полученных на тренингах по преодолению стресса, на состояние работников.
Медитация. Это техника, которая порой применяется для преодоления стресса, либо как таковая, либо в сочетании с другими стратегиями. По сути, медитация приводит человека в расслабленное состояние. Она может принимать различные формы, однако чаще всего используются техники, направленные на отвлечение внимания от непосред-ственных источников забот и тревог. Когда человек сосредоточивает внимание на нейтральном или расслабляющем стимуле, то он достигает этой цели.
Мэрфи (Murphy, 1996) анализирует четыре исследования 1970-1980-х годов, в них он дает оценку медитации как вмешательства на рабочем месте. Он приводит в целом позитивные результаты, сообщая о снижении кровяного давления, тревоги, уменьшении после медитации количества соматических жалоб. В современных исследованиях Винцельберга и Ласкина (Winzelberg & Luskin, 1999) сравнивались группа участников медитации и контрольная группа. После четырех 45-минутных занятий медитацией участники сообщили, что испытывают менее выраженный дистресс в связи с едой и меньше эмоциональных и поведенческих проявлений, типичных для стресса. В контрольной группе подобные результаты получены не были.
Несмотря на эти позитивные данные, медитация не стала популярной стратегией уменьшения стрессовых воздействий (Murphy, 1996). Вероятно, это происходит из-за того, что ассоциация медитации с восточными религиями и альтернатив-ным стилем жизни не соответствует стилю поведения в современных организациях.
Физические упражнения. Все более популярным видом преодоления стресса становятся упражнения. Преимущества упражнений для поддержания психологического благополучия и физического здоровья вызывают активный интерес исследователей. Внимание концентрируется на следующих двух гипотезах. В первом случае предполагается, что упражнение может защищать человека, так как усиливается физиологическое сопротивление стрессу. Когда человек в хорошей физической форме, то реже активизируется его симпатическая нервная система после физической нагрузки, в том числе выделяется меньше адреналина и снижается частота сердцебиения.
Поэтому психологи предположили, что такое поведение может благоприятно повлиять на реакцию на стресс (Van Doornen, de Geus and Orlbeke, 1988). Тем не менее многие исследования дают противоречивые результаты. Де Геус и Ван Дорнен (De Geus & Van Doornen, 1993) проанализировали данные лабораторных исследований и пришли к выводу, что программы по интенсивной физической тренировке, длящиеся свыше восьми месяцев, не изменяют физиологиче-скую реакцию на стресс. И все же эти упражнения снижают частоту сердцебиения и уровень кровяного давления в целом, а это, в свою очередь, защищает человека от влияния стрессоров на здоровье. Итак, хотя у физически активного человека так же сильно возрастает пульс и кровяное давление при столкновении со стрессорами, как и у физически неактивного, тренировавшийся человек начинает с более низкого уровня интенсивности реагирования. Кремер и Скалли (Kremer & Skully, 1994) заключают, что нет достоверных данных о том, улучшается или нет самочувствие и общее сос-тояние после программ по фитнессу и физических упражнений, так как психологи имели дело только с лабораторными стрессорами, а не с реальными обстоятельствами жизни.
Вторая гипотеза состоит в том, что упражнения несут психологическую выгоду, так как улучшают психологическое состояние, влияют на настроение и эмоции. Исследователи анализируют, какую именно психологическую пользу приносят упражнения, проверяя воздействие как разовых упражнений на настроение (в главе 2 мы описывали шкалу POMS, по которой фиксируются изменения), так и регулярных физических занятий — на тревогу и депрессию у пациентов клиники.
Этой теме посвящены многие исследования и ряд обзоров (см., например, Tuson and Sinyor, 1993). В недавней работе Биддля (Biddle, 2000) делается вывод о том, что средние значения уровня физической активности устойчиво связаны с улучшением настроения. Снижается напряжение, уходят подавленное настроение, усталость и чувство смятения, человек реже чувствует гнев и ощущает прилив сил. Однако Биддль указывает, что многие исследования не заслуживают полного доверия. Мы не можем быть уверены в том, что эта связь причинно-обусловлена, и мы не знаем ее механизмов. Подобные данные в отношении тревожности и самооценки представлены, соответственно, в обзорах А. Тейлора (Taylor, 2000) и Фокса (Fox, 2000).
О депрессии несколько больше данных (см., например, Craft, Landers, 1999; Mutrie, 2000). В обзоре Мэтри приводятся данные о том, что физические упражнения снижают депрессию, и эффект этих упражнений сопоставим с результатами психотерапевтических воздействий.
Популярно объяснение, что позитивные психологические эффекты упражнений вызваны действием эндорфинов. Эти вещества, химически сходные с опиатами, повышают настроение. Физические упражнения увеличивают уровень эндорфинов в крови. Итак, становится понятным, почему у человека повышается настроение после физических упражнений. Улучшение настроения объясняется выполнением «привычного упражнения». Однако Кремер и Скалли (Kremer & Skully, 1994) отмечают, что этого аргумента недостаточно. Они считают, что хотя есть данные о том, что уровень эндорфинов в крови повышается после упражнения, это наблюдается в общем кровотоке, а не собственно в мозге. Так как эндорфины не могут проникнуть через гематоэнцефалический барьер, то маловероятно, что они могут повлиять на психологическое состояние.
Имеется также ряд альтернативных объяснений. Физиологические объяснения описывают, как упражнения влияют на температуру тела и нейротрансмиттеры (см., например, Murphy, 1994). Психологические объяснения рассматривают упражнения как отвлекающий фактор, который укрепляет уверенность в себе, способствует повышению самооценки и улучшает социальную поддержку. Впрочем, для точных выводов потребуются более детальные исследования.
Однако стоит отметить, что исследования в этой области проводить трудно, хотя бы потому, что людей нельзя заста-вить делать упражнения. Трудно выработать у людей привычку, и, как правило, более 50% участников организованных вмешательств бросают выполнять упражнения (Dishman, 1982). Поэтому нельзя проверить, не обусловлено ли предпо-лагаемое влияние упражнений на самом деле индивидуальными различиями, например, между людьми, выполняющи-ми или не выполняющими упражнения? В связи с этим зачастую трудно делать выводы из исследований. Это показал Джеке (Jex, 1991), когда оценивал, как упражнения помогают справляться со стрессом. Он обнаружил, что исследова-ния, как правило, дают позитивные результаты. Тем не менее есть альтернативные объяснения получаемым данным. Джеке полагает, что отчасти трудность в установлении взаимосвязи между упражнениями и психологической пользой вызвана тем, что не учитывалась роль индивидуальных различий. В частности, люди с внутренними источниками мотивации, оптимистичные, интернальные по локусу контроля и с низкой негативной эффективностью (см. главу 6) чаще выполняют упражнения, и от них же чаще, исходят сообщения о позитивном отношении к работе.
Несмотря ни на что, результаты исследований в этой области ободряют. Они свидетельствуют, что физические упражнения можно включать в арсенал вмешательств в целях преодоления стресса. Лонг и Флад (Long & Flood, 1993) считают, что упражнения можно использовать в качестве стратегии копинга, как ее понимал Лазарус. Эта стратегия позволяет бороться со стрессовыми эмоциями, так как упражнения отвлекают и расслабляют человека. Кроме того, они создают возможность копинга, так как человек одобряет стрессоры из-за их позитивного влияния на самооценку и чувство уверенности. Пока неясно, как упражнение сопоставимо с другими стратегиями по преодолению стресса. Во врезке 11.2, как мы видели, анализируется исследование на эту тему.
Альтернативные стратегии. В области борьбы со стрессом было разработано много альтернативных методов. Из-за широты самого понятия, вероятно, довольно многие виды деятельности, направленные на снижение стресса, помогают решить различные проблемы, с которыми сталкиваются люди. От стресса отвлекает такое занятие как жонглирование, а альтернативная терапия, например тераш-смеха, создает социальную поддержку. Однако многие стратегии, предло-женные в прессе, еще не оценены по достоинству. Мы обсудим две такие стратегии — нейролингвистическое программирование и технику Sunlight (солнечный свет)
В широком понимании, нейролингвистическое программирование (НЛП) — это система представлений относительно взаимосвязи между процессами мышления и коммуникацией. Согласно этой системе, делается ряд предположений о психических способностях человека и утверждается, что следуя техникам НЛП, можно ускорить и облегчить обучение. Многие техники, связанные с быстрым научениемукак правило, используют тот или иной вид релаксации (см. Depamo and Job, 1990). Если учесть, что техника релаксации играет ведущую роль, вероятно, что эти методы в какой-то мере полезны. Конефал и Данкен (Konefal, Dunkan, 1998) провели оценку 21-дневного обучающего курса с использованием НЛП. Целью этого курса было снижение тревожности. Авторы обнаружили, что показатели тревоги в социальных ситуациях снижались после тренинга, и через шесть месяцев эти результаты сохранялись. Правда, в этом исследовании не принимала участия контрольная группа. К настоящему времени еще не проводилось тщательно контролируемых исследований по рассматриваемой тематике.
Техника Sunlight направлена на работу с расстройствами настроения. В частности, эта техника помогает при сезонном аффективном расстройстве (seasonally affective disorder — SAD). Это состояние чаще всего возникает в странах север-ного полушария, где в определенное время года уменьшается количество солнечного света. Расстройство характерно для жителей таких стран, как Великобритания и скандинавские государства. Есть данные, подтверждающие взаимо-связь количества солнечного света и депрессии (например данные Wehr and Rosenthal, 1989). Однако эта связь не доказана. Так, например, не установлено четкой взаимосвязи с географической широтой и предполагается, что большое значение имеют социальный и культурный контекст, генетическая предрасположенность и климат (Mersch et al., 1999). Очевидно, что у светотерапии есть свои преимущества (Terman et al., 1989), однако ее скрытые физиологические механизмы неясны. Также возможно, что результаты многих исследований искажены, во-первых, использованием ретроспективных оценок, которые видоизменяются вследствие человеческих установок, и, во-вторых, тем, что число людей, поистине подверженных сезонному аффективному расстройству, на самом деле может быть незначительно (Hardt and Gerbershagen, 1999).
Солнечный свет приносит пользу и улучшает настроение, независимо от того, подвержен или нет человек сезонным аффективным расстройствам. Солнечный свет всегда приносит удовольствие и дает человеку возможность расслабиться. Человек греется на солнечном свете и перестает думать о проблемах. Так что это вполне вероятно: солнечный свет повышает настроение и создает ощущение благополучия.
Книги по самопомощи. Самый популярный подход в деле преодоления стресса — это освоение книг по самопомощи. Психологами и непрофессионалами написано множество подобных книг за последние годы. Иногда такое использова-ние печатньГх материалов для терапевтических целей называется библиотерапией. Снятие стресса — это только одна из многочисленных тем в литературе по самопомощи. В основном информация и руководящие указания в популярной литературе по самопомощи не основаны на данных научных исследований. Роузен (Rosen, 1987) особенно критически относит ся к таким разработкам. Он указывает, что психологи «публикуют непроверенный материал, выдвигают повышенные требования и за счет заманчивых названий вызывают у людей нереалистические ожидания». Тем не менее литература по самопомощи очень популярна как у непрофессионалов, так и у специалистов (Fried, 1994). По данным Старкера (Staiv ker, 1986), почти 90% психологов и 60% психиатров в США рекомендуют клиентам читать подобные книги.
Как показывают научные работы ряда психологов, у книг по самопомощи есть преимущества, и они могут принести человеку пользу(см. Fried, 1994). Но очень незначительная часть подобных работ посвящена непосредственно стрессу. Как показали исследования Ред-жистер и коллег (Register et al, 1991), пособия по борьбе со стрессом эффективно воздействовали на студентов колледжа. Благодаря таким книгам у студентов существенно снижалась тревога перед процедурами выполнения тестов. Двум группам студентов, нуждавшихся в терапии, выдали книги о релаксации, стратегиях копинга и «позитивном разговоре с собой». Студенты должны были на протяжении четырех недель выпол-нять задания, предложенные в книгах по самопомощи, и давали ответы на вопросы о содержании книг. С одной из групп терапии на протяжении недели связывался по телефону терапевт, дополнительно побуждая студентов изучать книги. В итоге студенты из терапевтических групп показали меньше симптомов тревоги и беспокойства по сравнению с контрольными группами, и эти улучшения сохранились и через месяц. Однако звонки терапевта не имели большого значения.
Издано множество книг по самопомощи, но мы мало знаем о том, помогают они в действительности или нет, и если помогают, то в каких обстоятельствах их стоит применить. С развитием Интернета увеличивается количество антистрессовых web-сайтов и различных техник.
Резюме. В целом известно, что некоторые вмешательства (особенно тренинговые курсы по преодолению стресса, релаксация, медитация и упражнения) приносят пользу на протяжении некоторого короткого промежутка времени. Гораздо меньше мы знаем о длительных эффектах. Также неясно, как эти методы действуют, и какие из них наиболее эффективны.
Когда нет точных данных, то виды вмешательства зависят в основном от того, какие из них покажутся наиболее эффективными специалисту. Беллароза и Чен (Bellarosa & Chen, 1997) провели опрос среди 96 экспертов по снятию стресса и попросили их дать комментарии относительно каждого из шести видов наиболее широко применяющихся в этой области вмешательств (релаксация, поддержание физической формы, когнитивная реструктуризация, медитация, тренинг настойчивости и «прививки от стресса») с точки зрения практичности и эффективности. Релаксация была оценена как наиболее практичная техника, а упражнения эксперты сочли наиболее эффективными. Медитацию же эксперты оценили как наименее практичный и наименее эффективный метод снятия стресса.