Эпилог

Кто-то рассказывал мне о человеке, который однажды вечером пришел домой, держа в руках руль семейной машины, с растрепанными волосами и одеждой, об­сыпанный осколками ветрового стекла и пропахший машинным маслом, кото­рый со слабой, равнодушной улыбкой сказал ожидавшей его жене: «Ну, по край­ней мере, ты не потратишь впустую время в среду на мойке машины».

Если бы мы только смогли принять такую установку по отношению к будуще­му и тем стрессорам, которые оно принесет! Элвин Тоффлер написал о природе будущего свою классическую книгу «Шок будущего» (Future Shock) [1]. Он изо­бразил те быстрые и ощущаемые везде изменения, которые мы совершаем. Как мы успели понять, такие изменения обладают потенциалом создавать стрессовый ответ, то есть, по сути, они являются стрессорами.

Знания, касающиеся дня сегодняшнего, зачастую вводят в заблуждение отно­сительно дня завтрашнего. Например, большинство из нас выучили и верят в то, что параллельные линии никогда не пересекаются, однако сегодня физики гово­рят нам, что где-то в бесконечности они все-таки пересекаются. Мы знали, что яйца и печень — здоровые продукты и их следует есть чаще, но некоторые кар­диологи теперь полагают, что яйца и ливер содержат слишком много холестери­на, и рекомендуют нам ограничить себя в употреблении этих продуктов. Знания расширяются экспоненциально, и новые знания нередко замещают старые. Такое положение приводит в замешательство — во что же верить? Это ведет к фрустра­ции, которая, в свою очередь, нередко провоцирует заболевания, в том числе и рак. Как же нам жить в мире, который так переполнен научными знаниями и тех­нологиями, которые могут нас уничтожить, стоит лишь нажать несколько кно­пок? Ну, по крайней мере, мы не потратим понапрасну время в среду на мойку машины.

В своем бестселлере «Третья волна* [2] (The Third Wave) Тоффлер продолжил описание меняющегося общества, сосредоточившись на влиянии науки и техно­логии на нашу повседневную жизнь. Я вспомнил очерчивание Тоффлером эф­фектов, которые оказывают на нас новые формы коммуникации и компьютеров (например, мы можем обладать магазином, банком и рабочим местом на терминале компьютера у себя дома), когда я читал об эксперименте, имевшем место во вре­мя футбольного матча. «Рейсин Гладиагор»с играли против «Колумбус Метрос» в полупрофессиональном футбольном матче в далеком июле 1980 года. Сеть ка­бельного телевидения, которая транслировала эту игру, позволяла своим клиен­там общаться в режиме он-лайн, нажимая клавиши на ручном пульте управления у себя дома, и более 5000 зрителей этим воспользовались. Перед каждой игрой зрители голосовали за результаты следующей игры, на которые они хотели сори­ентировать команду своего города «Метрос». Через десять секунд ответы подсчи-тывались и высвечивались на экране на стадионе, невидимые игрокам, и резуль­таты голосования сообщались полузащитнику. «Метрос» проиграли со счетом

7:10, но их тренер сказал, что он, похоже, не мог бы вспомнить лучших игр. «Вре­менами они были не похожи на самих себя».

Если мы собираемся выжить и процветать в быстро меняющемся обществе, нам стоит лучше научиться справляться со стрессом, сопровождающим этот про­цесс. Мы должны устранить ненужные стрессоры и найти положительные аспек­ты в полезных, рутинных и стабильных отношениях и деятельности. Нам нужно укрепить свои семьи, наполнить работу смыслом и удовольствием и организо­вать время досуга, чтобы чувствовать себя веселыми и отдохнувшими. Более то­го, нам необходимо воспринимать те жизненные ситуации, которые мы не можем изменить, как менее угрожающие и несущие тревогу. Это включает восприятие себя как заслуживающих внимания, веру в то, что мы можем контролировать многие события и последствия в своей жизни и отношение к жизненным испыта­ниям скорее как к вызовам и опыту, благодаря которому мы растем, чем как к яз­вам, которых надо избегать.

К этим рекомендациям следует добавить регулярную практику релаксации и физических упражнений. Навыки релаксации способствуют формированию «ре­зервуара релаксации», к которому мы можем прибегнуть, когда наша жизнь на­полняется стрессом. Эти навыки также служат для вмешательства в жизненные ситуации, которые мы воспринимаем как несущие напряжение и последующие болезни и недуги посредством снижения физиологической активности, которую вызывают стрессоры.

В надежде, что эта книга внесла свой вклад в вашу способность справляться со стрессом, я оставляю вас со следующей мыслью, которая многое значит для меня, и я надеюсь, что она будет значимой и для вас. Бы легко ее запомните:

Я ворчал, что у меня нет ботинок. Пока не повстречал человека без ног.

[1] Тай-цзы — одно из направлений кун-фу. — Примеч. ред.

[2] 101 история — 101 коал. Эти короткие истории излагают знания и опыт китайских и японских учи­телей Дзэн, охватывая период более чем в 5 веков. Они, как правило, содержат в себе некоторый во­прос (часто неявный) или описывают просветление (не путать с пробуждением). — Примеч. ред.

Updated: 08.08.2014 — 14:37

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *